Христианство: убеждение без принуждения
По-видимому, активную
критику со стороны Русской Православной Церкви
различных сект и конфессий можно обозначить, как
"перевод стрелок" с внутрицерковных проблем
на внешние. Вместо того, чтобы заняться
богословскими догматическими проблемами внутри
православия и вернуть его к христианству,
церковники возбуждают среди православных
неприязнь к иноверцам, то есть к другим, во что-то
свое верующим, людям. Осуждают, потому что забыли
слова апостола Павла: Ибо что мне судить и
внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же
судит Бог (1 Кор.5.12,13).
В связи с этим, напомню слова
профессора Московской Духовной академии
А.Осипова: "Дух творит себе форму - это закон.
Состояние Церкви определяет состояние развития
общества". Возможно поэтому, неприязнь
православных к "иноверцам", откликнулась в
нашем обществе неприязнью к "инородцам".
Раньше при коммунистах, когда Церковь сидела
тихо, сама будучи гонимой, не было никакой
межнациональной розни, однако получив свободу,
православная Церковь вместо богословия занялась
критикой иноверцев. Видимо, посеяв чужой ветер в
Церкви, можно пожать борю в обществе, потому что малая
закваска заквашивает все тесто (Гал.5.9).
Наверное, аналогичным методом,
глядя на Церковь, можно исследовать и другие
проблемы России: прошлые, настоящие и будущие. В
подтверждение этого тезиса приведу еще один
пример, когда Церковь берется не за свое дело и
что из этого выходит. Нет сомнения, что Иисус
Христос разделил патриотизм и православие: Отдавайте
кесарево кесарю, а Божие Богу (Мат.22.21). Вопреки
этому, РПЦ занимается патриотической риторикой,
видимо не понимая, что это функция государства. В
газете "Православная Москва" в 2001-2002 гг. был
даже опубликован цикл статей под названием
"Патриотизм подарен нам Господом". Возможно
поэтому, мы увидели всплеск пробужденных
патриотических чувств болельщиков на Манежной в
центре Москвы. Жуть!
Нужно все-таки отдавать себе
отчет, что патриотизм - это признак
пассионарности и область бессознательного, а
христианство - атрибут сознания. Зачем сейчас
религии сознательно внедряться в сферу
коллективного бессознательного и будить
дремавшие чувства и инстинкты? Наверное, итак
каждый человек инстинктивно чувствует любовь к
родине, возможно, это заложено в языке, на котором
мы думаем. Апостол Павел пишет о двух видах любви:
Да любовь ваша еще паче и паче избыточествует в
разуме и во всяком чувствии (Флп.1.9). Патриотизм
должно разумно воспитывать государство, чтобы
граждане не просто чувствами любили Россию, а
служили в армии, честно платили бы все налоги и
предпочитали родной рубль американскому
доллару. Для этого государство устанавливает
свои законы и создает соответствующие условия их
выполнения.
В данной статье придется
ограничиться одной проблемой. Рассмотрим, как
соотносятся благовествование Евангелия Иисуса
Христа и борьба с неверными: тождественны ли эти
понятия? В данном случае понятие борьбы
рассматривается, как некие действия
принудительного характера, в том числе
законодательные меры. Ответ на поставленный
вопрос можно найти у апостола Павла: И чтоб я не
превозносился чрезвычайностью откровений, дано
мне жало в плоть удручать меня. Трижды молил я
Господа, чтобы удалил его от меня. Но Господь
сказал мне: "Довольно для тебя благодати Моей,
ибо сила Моя совершается в немощи" (2 Кор.12.7-9).
Данное понятие "немощи", как и все другие
слова Священного Писания, имеют несколько
уровней понимания и об этом я подробно написал в
предыдущей своей статье "Квантовая логика в
богословии", где обьяснил квантовое явление
"редукции волнового пакета" в богословской
интерпретации. Первый уровень понимания
означает буквальное восприятие текста: известно,
что при определенных условиях немощь тела
убивает его страсти и поэтому способствует силе
духа.
Второй вариант толкования
означает, что сила учения Христа в его понимании,
которое достигается только убеждением без
принуждения, потому что христианство нужно не
просто знать, а понимать. Аналогичное понятие
"немощное", из выражения немощное мира
избрал Бог, чтобы посрамить сильное (1 Кор.1.27),
означает "не имеющие власти" в этом мире.
Наоборот, державная власть характеризуется
силой, подтверждаемой законами, выполнение
которых обязательно, то есть она принуждает
выполнять свои законы, а не убеждает. Для
государств целью является не истина, а
собственные интересы и различие их интересов
порождает противоречия и войны.
Таким образом, в мире, с
пришествием Христа, произошло "разделение"
(Лук.12.51) власти духовной и власти державной.
Причем, законы духовные нужно понимать, но можно
не выполнять, а законы государственные не
обязательно понимать, но необходимо выполнять. В
первом случае, возмездие за нарушение законов
духовных для души отсрочено и многим кажется
эфемерным, во втором случае, возмездие видится
более реальным. То есть в одном случае воля
человека свободна - в другом ограничена, поэтому
каждый обладает свободной волей верить во что
угодно: в атеизм, обычаи, приметы - это зависит
сейчас от состояния его совести и интеллекта.
Поэтому так и пишет о власти духовной апостол
Павел: По власти, данной мне Господом к
созиданию, а не к разорению (2 Кор.13.10), то есть к
созиданию самой христианской Церкви, а не к
разорению каких-то сект или суеверий вне Церкви.
Иисус Христос имел всю власть и
силу: Или думаешь, что Я не могу умолить Отца
Моего, и Он представит Мне более, нежели
двенадцать легионов Ангелов? (Мат.26.53). Однако
Он только убеждал и поэтому был распят в немощи (2
Кор.13.4), потому что никого не принуждал. Апостол
Павел, подчеркивая это обстоятельство, пишет: Радуемся
бо, егда мы немощствуем, вы же силни /тогда/ бываете
(2 Кор.13.9). Я привел евангельску цитату на
церковно-славянском языке, потому что на нем
более понятно, что апостол подчеркивает то
обстоятельство, что когда проповедь веры
принимается без принуждения, тогда больше
уверенности, что она понятна слушателям. Слово
"сила" в Евангелии имеет много смыслов - один
из них "понимание".
Раз уж я упомянул о
церковно-славянском тексте Евангелия, то следует
признать, что здесь у Русской Православной
Церкви огромное поле деятельности. Русский
перевод текста Евангелия очень некорректен, в
частности, переводчики все время путают понятия
"знать" и "понимать". Приведу небольшой
пример "перевода" церковно-славянского
текста на русский язык из этого же Второго
послания к Коринфянам:
· /црк/ Оружия бо воинства
нашего не плотская, но силна Богом на разорение
твердем: помышления (1) низлагающе, и всяко
возношение взимающееся на разум Божий, и
пленяюще всяк разум (2) в послушание Христово
(2 Кор.10.4,5).
· /рус/ Оружия воинствования
нашего не плотские, но сильные Богом на
разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы (1)
и всякое превозношение, восстающее против
познания Божия, и пленяем всякое помышление (2)
в послушание Христу.
Видим, что в первом случае помышления
переводятся, как замыслы, что неверно, потому
что помышления исходят изнутри, а замыслы
вынашивают - они снаружи. Во втором случае разум
переводится как помышление, то есть общее
понятие разум человека переводят в частное
понятие помышление. И уж совсем абсурдно
выглядит перевод общего понятия разум Божий в
частный процесс познания Бога.
На данном конкретном тексте
Евангелия можно исследовать, как неправильный
перевод влечет за собой другое понимание,
следовательно, неправильное применение. Иисус
Христос учит: Извнутрь бо от сердца
человеческа, помышления злая исходят (Мар.7.21),
то есть помышления внутри от сердца человека,
а замысел от ума - это уже план действий,
понятно, что со своим планом не воюют, а только с
чужим. Таким образом, церковно-славянский
вариант текста Евангелия призывает бороться со
своими помышлениями - это "духовная брань"
со своим бессознательным. Русский вариант текста
направлен вовне, то есть на чьи-то чужие замыслы,
это вполне возможно истолковать, как призыв на
критику других конфессий или тех же сектантов.
Таким образом, вместо того,
чтобы исследовать свои догматы веры и бороться
со своими недостатками, православные начинают
критиковать других и /что удивительно/ могут
найти основание для этого в Евангелии. Конечно,
они могут посетовать, что и внутри православной
Церкви появляются секты, но это только
характеризует нынешнее внутреннее состояние
Церкви, по слову Господа: Ибо, где будет труп,
там соберутся орлы (Мат.24.28). Правда, в наше
время это звучит несколько возвышенно - об орлах,
сейчас трупы под солнцем не валяются и поэтому
там заводятся черви.
В связи с тем, что Русская
Православная Церковь считает себя самой
правильной, как христианин, позволю себе
следующий мысленный эксперимент. Представим
себе, что четыре представителя разных конфессий:
иудей, православный, мусульманин и протестант на
основании догматов своей веры произвели расчет
траектории полета в рай собственной души. В
результате соответствующей жизни по догматам
веры, назовем это эволюцией души, все души
встретились в одном месте, мягко говоря, вне рая и
начался разбор полетов.
Не желая никого обидеть, хочу
отметить, что "разбор полетов" в рай
производится с точки зрения христианства, как я
его понимаю, поэтому кто желает, может считать
его субьективным, потому что каждый имеет право
на свою точку зрения. Таким образом, по-моему,
мусульманин мог ошибиться в траектории на 90
градусов, то есть летел поперек истины, считая
Иисуса Христа за пророка, а не за Сына Божия.
Иудей смотрел назад в сторону Ветхого Завета, то
есть рассчитал полет не к Богу, а к Моисею и не
долетел даже до "лона Авраамова", потому что
в точности, до буквы: "всех заповедей сих"
исполнить закон Моисеев человеку оказалось
невозможным.
Протестант ошибся на 45
градусов, неправильно считая, что "закон
веры" не включает в себя "закона дел"
(Рим.3.27), а также распространив частное понятие
"дела закона", где говорится об обрезании
(Рим.3.1,28) на общее понятие "закона дел". Законом
/веры/ я умер для закона /дел/, потому что законом
/дел/ никто не оправдается (Гал.2.19; 3.11). Итак мы
уничтожаем закон /дел/ верою? Никак, но закон веры
утверждаем (Рим.3.31). То есть закон веры включает
в себя закон дел, потому что вера без дел мертва
(Иак.2.20). Несчастный не понял, что закон веры
дополняет закон дел благодатью Иисуса Христа и
общением Святого Духа (Гал.5.4,5), которые, с одной
стороны, смягчают закон Моисеев через покаяние -
с другой стороны ужесточают, апеллируя не только
ко внешнему человеку, но и ко внутреннему, то есть
к образу мыслей.
Православный ошибся на 10
градусов, изменив траекторию полета души,
неучтенным в своих расчетах, притяжением
"Божией Матери". Разве этому православному
легче будет от того, что он меньше других ошибся?
Результат-то у всех один и тот же: мимо цели.
Почему церковники так уверены в своей
непогрешимости и не хотят исследовать догматы
веры? Христос призывает: Исследуйте Писания
(Иоан.5.39). Логично было бы точнее свою траекторию
рассчитывать, чем другие критиковать.
Известно, что самым главным в
любой религии является точное понятие о Боге.
Апостол Павел такими словами кратко определяет
воздействия и сущность Бога: Благодать Иисуса
Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа
со всеми вами (2 Кор.13.13). Но не хотят понимать
Бога православные, закрылись от Христа
"покровом Богородицы": Умы их ослеплены:
ибо тоже самое покрывало доныне остается
неснятым, потому что оно снимается Христом (2
Кор.3.14).
С Божией помощью еще раз
попытаюсь снять этот "покров Богородицы" с
помощью науки. Принципы квантовой теории я
использовал в предыдущей статье, сейчас же
прибегну к помощи лингвистической философии. В
православной Церкви поклоняются некой "Царице
Неба и Земли", так называемой Матери Бога,
поэтому по-философски исследуем данное понятие.
Из математики известно, что от перестановки
слагаемых сумма не меняется, тогда можем понятия
формализовать: (Бог+Отец) = (Отец+Бога) и это
правильно, то есть Отец Бога Сына, потому что Бог
триипостасен и единосущен. Значит тогда
(Мать+Бога) = (Бог+Мать), отсюда следует, что
понятия "Мать Бога" и "Бог Мать"
идентичны, и действительно философ не найдет
здесь принципиальной разницы. Тогда возникает
очень серьезное и сложное богословское
противоречие, которое нигде в православии
догматически не разрешено.
Таким образом выявляется
существующее идолопоклонство в православной
Церкви, где незаметно появился другой бог, а
значит нарушена самая главная заповедь: Да не
будет у тебя других богов пред лицем Моим
(Втор.5.7). Чем же обернулось это для "Святой
Руси", превращенной своей собственной
Церковью в "удел Богородицы"? В конце концов
Россия превратилась в СССР: И будешь ужасом,
притчею и посмешищем у всех народов (Втор.28.37).
Можно отметить, что такое редкое сочетание
отношения к стране: "боялись и смеялись",
наверное, было реализовано Богом в истории
человечества лишь однажды для СССР, который
президент Р.Рейган назвал "империя Зла", а
М.Тэтчер "Верхняя Вольта с ракетами" - самыми
мощными в мире ракетами СС-18 "сатана".
Далее, сделаем лингвистический
анализ: кем является единый Бог Отец,
Вседержитель, Творец неба и земли из
христианского Символа Веры для православной
"Божией Матери"? Здесь существует три
варианта словосочетаний: Бог Божией Матери, Бог
Матери Бога и Бог Богородицы. Неспециалисту ясно,
что все это неверные варианты словоупотреблений,
таким образом, наш язык - сам принцип мышления
словом ставит перед интеллектом важнейшую
богословскую проблему, требующую своего
немедленного разрешения.
Безусловно, то что я пишу в
своих статьях и книге "Интеллектуальное
богословие" кажется неумеренным ревнителям
отеческих преданий (Гал.1.14) слишком
радикальным. Они не хотят или не могут думать,
поэтому крепко держатся за свои предания и
сказания - за вековые традиции, которые
противоречат Писанию. Церковники боятся
взглянуть правде в глаза и ответить на вызов
времени - интеллектуальный вызов, не внимая
никаким обоснованиям: ни догматам своей веры, ни
научным принципам, предпочитая молчать и делать
вид, что ничего не происходит. Невежество в
православной Церкви пока торжествует, но
оправдана Премудрость всеми чадами ее (Лук.7.35) -
догматами веры, физикой, философией и
математикой.
Каковы же противоречия между
истинным христианством и современным
православием? Одно из них в раздельном
рассмотрении богословских догматов от
достижений современной науки. Не поняли
православные, что христианское совершенство - в
единстве веры и познания (Еф.4.13). Христианство
вовсе не противоречит логике и интеллекту,
просто иногда учение превышает их возможности: Слово
Мое не вмещается в вас (Иоан.8.37), в том числе
из-за состояния совести.
К сожалению никак не могут
православные богословы подумать и разумно
признать, что святые Отцы на III Вселенском соборе
совершили догматическую ошибку. Почему же они не
могут понять и признать? Ответ простецов
незатейлив: "потому что святые не
ошибаются". Православные забыли какие страсти
кипели вокруг этого собора? Решения этого III-го
собора не были плодом коллективного разума
Церкви - это была личная победа святого Кирилла
Александрийского. Спор догматический, а значит
проблема стратегическая им решалась методами
тактическими. Человек страстный и властный: он
пользовался пособием светской власти: боролся не
только словом, но и золотом [1].
Значит догмат о Богородице
внедрялся в Церковь методом принуждения, а не
убеждением. Об этом свидетельствует видный
богослов того времени Феодорит Кирский, вот что
он пишет о Кирилле Александрийском и соборе: Опять
безумствует Египет против Бога и воюет с Моисеем
и Аароном и слугами Его: Поругано достопочтенное
благочестие: Над таким собором смеются египтяне
и палестинцы, понтийцы и асийцы и с ними Запад.
Ибо весьма большая часть вселенной подверглась
болезни: Столь великие и такие бедствия
обрушились на Церковь Божию [2].
Богословы могут сказать, что
победителей не судят, но я не знаю такого
христианского догмата - в христианстве
авторитетом является не личность, а Священное
Писание, которое надо понимать. История церкви
свидетельствует, что Кирилл Александрийский
прямо противопоставлял христианскому догмату о
"силе Христа в немощи" силу державной власти
и золота. Иисус Христос учит, что плохие средства
не могут дать добрые результаты: Нет худого
дерева, которое приносило бы плод добрый
(Лук.6.43).
Понятно, что легко признавать
чужие ошибки и критиковать католиков и
протестантов, но очень тяжело осознавать свои
собственные ошибки. Об этом говорится в Нагорной
проповеди: Что ты смотришь на сучек в глазе
брата твоего, а бревна в твоем глазе не
чувствуешь? (Лук.6.41). Можно в этой связи
напомнить православным богословам и
священникам, что весь мир признал аналогичную
роковую ошибку иудейских книжников и
священников о Христе, однако последние тоже так
до сих пор и не покаялись.
Известно, что Иисус Христос
называл своих апостолов детьми, почему же именно
им, неискушенным, скорее необремененным, в
мирской премудрости и законах, Бог открыл истину?
Утаил сие от мудрых и разумных и открыл
младенцам (Лук.10.21) Чтобы ответить на этот
вопрос, необходимо обратиться к помощи
математики. Теоремы Гёделя доказывают, что
изнутри, то есть в рамках какой-то существующей
формальной системы знаний, невозможно
обьективно оценивать истинность учения, для
этого нужно выйти за его пределы. Поэтому, в
рамках одной парадигмы: научных аксиом или
религиозных догматов невозможно найти истину.
Сегодня православные в лоне Церкви, по
определению, уже в принципе самостоятельно не
могут оценивать себя обьективно, им просто
необходима помощь со стороны науки. Возможно, от
этого зависит судьба каждого. Вспомним известную
сказку про новое платье короля: пришел откуда-то
мальчик, который не знал существующих при дворе
порядков и правил, все увидел и сказал: "А
король-то голый?!".
12.01.03.
______________________________________________
[1] Протоиерей Г.Флоровский.
Восточные Отцы IV-VIII веков.- СТС Лавра, 1999.- Ч. 2.- С. 44,
49.
[2] Восточные отцы и учители Церкви V века.
Антология.- М., Изд. МФТИ, 2000.- С. 162, 163.
|