О душе человека3. О спасении души
Конечно, интересно знать что-то о
природе души человека, но гораздо полезнее
понять, что её можно спасти и сохранить. В отличие
от времени святых отцов и учителей христианства,
окружающий нас материальный мир в результате
научно-технической революции чрезвычайно
изменился, но душа-то человека осталась прежней.
Да, непросто было расщепить ядро атома, слетать
на Луну и покорить все высочайшие горные вершины
мира, но сложнее всего в наше время человеку
спасти свою душу. Несопоставимую ценность
которой, со всем прочим в этом мире, Иисус Христос
выразил такими словами: Какая польза человеку,
если он приобретет весь мир, а душе своей
повредит? или какой выкуп даст человек за душу
свою? (Мат.16.26).
Сначала скажу православным, которые
надеются на воскресение своих физических тел,
словами Оригена: Теперь мы обращаем речь к
некоторым из наших, которые или по скудости ума
или вследствии недостатка в толковании Писания
утверждают самое грубое и низменное понятие о
воскресении тела…Конечно, если они верят
апостолу, что тело, воскресши в славе, силе и
нетлении, делается духовным, то, кажется, уже
нелепо и противно мысли апостола говорить, что
это тело снова будет подвержено страстям плоти и
крови, так как апостол ясно говорит, «что плоть и
кровь не могут наследовать Царствия Божия, и
тление не наследует нетления» (1 Кор.15.50) [1].
В соответствии со словами книги Бытия,
человек в начале сотворения не имел плоти, а имел
только тело души - и стал человек душею живою
(Быт.2.7). Потом, после грехопадения, человек
получил плоть - и сделал Господь Бог Адаму и
жене его одежды кожаные, и одел их (Быт.3.21).
Поэтому апостол Павел лингвистически тонко
разделяет понятия биологической плоти и
физического тела. Сначала говорит о плоти - иная
плоть у человеков, иная у скотов - потом о телах
- есть тела небесные и тела земные (1 Кор.15.39-40).
Следовательно, можно понять, что ниже по тексту,
говоря о телах, он имеет в виду только тела
физические без плоти. Есть тело душевное, есть
тело и духовное. Так и написано: «первый человек
Адам стал душею живущею»; а последний Адам есть
дух животворящий. Но не духовное прежде, а
душевное, потом духовное (44-46 абзац).
Таким образом, тело душевное
означает тонкое тело души во плоти при жизни
человека. Тело духовное - это то же самое
тонкое тело души после смерти, но в котором
присутствует дух животворящий. Значит, мы
можем назвать три состояния человеческого бытия:
естественное - душа живая, ниже естественного
- тело душевное, выше естественного - тело
духовное. И это последнее тело духовное не
может образоваться вне Христа. Можно сказать, что
душа является животворящей по отношению к плоти,
а Святой Дух - по отношению к душе. «Душа души»
- так красиво и точно называет Дух Святой
преподобный Симеон новый Богослов.
В словах о воскресении мертвых (42-44)
- сеется тело душевное, восстает тело
духовное- апостол перечисляет три тела души. Сеется
в тлении, восстает в нетлении - эфирное тело. Сеется
в уничижении, восстает в славе - астральное
тело. Сеется в немощи, восстает в силе -
ментальное тело. Нашу плоть апостол называет зерном,
которое умирает безвозвратно - плоть и кровь не
могут наследовать Царствия Божия (50) - но дает
жизнь душе - и каждому семени свое тело. Здесь
апостол опять лингвистически различает понятия
зерно и семя (37-38). Зерно - плоть, которая умирает, а
семена отождествляет с телами души - каждому
семени свое тело.
Ибо тленному сему надлежит облечься в
нетление, и смертному сему - облечься в
бессмертие (53). Из всего вышеизложенного можно
понять, что мы имеем три части целого: тленное -
нетленное и смертное - бессмертное. Значит, тленное
- это эфирное + астральное тела, нетленное и
смертное - ментальное тело, бессмертное -
дух животворящий. Апостол пишет, что тление не
наследует нетления (50) - этим самым дает понять,
что для нетления надо потрудиться - тленному
сему надлежит облечься в нетление. Это значит,
что нетленное ментальное тело должно
подчинить себе тленное - эфирное и астральное
тела. В России есть поговорка «сердцу не
прикажешь», однако, апостол учит приказывать. И
только после того, как мы победим свои страсти,
следует - смертному сему - облечься в бессмертие
- то есть нужно ментальным телом стяжать
благодатные дары Святого Духа.
Нужно заметить, что все это даже не труд,
а борьба, и можно подтвердить это словами Христа: Думаете
ли вы, что Я пришел дать мир земле? нет, говорю вам,
но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме
станут разделяться: трое против двух, и двое
против трех; отец будет против сына, и сын против
отца; мать против дочери и дочь против матери;
свекровь против невестки своей, и невестка
против свекрови своей (Лук.12.51-53). Выше уже
обозначены все пять участников этой борьбы, а
сейчас я их идентифицирую: отец - это плоть; мать,
она же свекровь - эфирное тело; дочь -
астральное тело; сын - ментальное тело; невестка
- это Церковь Христова с духом животворящим.
Мы видим, что отец с матерью не
разделяются - это логично и понятно, так как плоть
и эфирное тело неразлучны до смерти. Так же не
разделяются сын и его жена, она же невестка
в семье, потому что человек умом принимает Бога и
приходит в Церковь Христову добровольно.
Насколько сильны страсти эфирного тела -
обжорство и секс, понятно из того, что только мать
в этом доме ведет брань на два фронта: против дочери
и невестки. Не воюет сын против дочери,
потому что одна часть неразумной души
подчиняется ментальному телу. Силой воли и ума
которого святые умервщляли страсти своей плоти - сын
против отца. И в этом помогала им благодать
Святого Духа в церковном таинстве евхаристии,
подавляя страсти эфирного тела - невестка
против свекрови.
____________________
[1] Ориген. О началах.- По изд. Рига, 1936.-
Кн.2. Гл.10. п.3.
|