интеллектуальное богословие

itheology.ru

автор: Еловиков Юрий

О душе человека

3. О спасении души


Конечно, интересно знать что-то о природе души человека, но гораздо полезнее понять, что её можно спасти и сохранить. В отличие от времени святых отцов и учителей христианства, окружающий нас материальный мир в результате научно-технической революции чрезвычайно изменился, но душа-то человека осталась прежней. Да, непросто было расщепить ядро атома, слетать на Луну и покорить все высочайшие горные вершины мира, но сложнее всего в наше время человеку спасти свою душу. Несопоставимую ценность которой, со всем прочим в этом мире, Иисус Христос выразил такими словами: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мат.16.26).

Сначала скажу православным, которые надеются на воскресение своих физических тел, словами Оригена: Теперь мы обращаем речь к некоторым из наших, которые или по скудости ума или вследствии недостатка в толковании Писания утверждают самое грубое и низменное понятие о воскресении тела…Конечно, если они верят апостолу, что тело, воскресши в славе, силе и нетлении, делается духовным, то, кажется, уже нелепо и противно мысли апостола говорить, что это тело снова будет подвержено страстям плоти и крови, так как апостол ясно говорит, «что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления» (1 Кор.15.50) [1].

В соответствии со словами книги Бытия, человек в начале сотворения не имел плоти, а имел только тело души - и стал человек душею живою (Быт.2.7). Потом, после грехопадения, человек получил плоть - и сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные, и одел их (Быт.3.21). Поэтому апостол Павел лингвистически тонко разделяет понятия биологической плоти и физического тела. Сначала говорит о плоти - иная плоть у человеков, иная у скотов - потом о телах - есть тела небесные и тела земные (1 Кор.15.39-40). Следовательно, можно понять, что ниже по тексту, говоря о телах, он имеет в виду только тела физические без плоти. Есть тело душевное, есть тело и духовное. Так и написано: «первый человек Адам стал душею живущею»; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное (44-46 абзац).

Таким образом, тело душевное означает тонкое тело души во плоти при жизни человека. Тело духовное - это то же самое тонкое тело души после смерти, но в котором присутствует дух животворящий. Значит, мы можем назвать три состояния человеческого бытия: естественное - душа живая, ниже естественного - тело душевное, выше естественного - тело духовное. И это последнее тело духовное не может образоваться вне Христа. Можно сказать, что душа является животворящей по отношению к плоти, а Святой Дух - по отношению к душе. «Душа души» - так красиво и точно называет Дух Святой преподобный Симеон новый Богослов.

В словах о воскресении мертвых (42-44) - сеется тело душевное, восстает тело духовное- апостол перечисляет три тела души. Сеется в тлении, восстает в нетлении - эфирное тело. Сеется в уничижении, восстает в славе - астральное тело. Сеется в немощи, восстает в силе - ментальное тело. Нашу плоть апостол называет зерном, которое умирает безвозвратно - плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия (50) - но дает жизнь душе - и каждому семени свое тело. Здесь апостол опять лингвистически различает понятия зерно и семя (37-38). Зерно - плоть, которая умирает, а семена отождествляет с телами души - каждому семени свое тело.

 

Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему - облечься в бессмертие (53). Из всего вышеизложенного можно понять, что мы имеем три части целого: тленное - нетленное и смертное - бессмертное. Значит, тленное - это эфирное + астральное тела, нетленное и смертное - ментальное тело, бессмертное - дух животворящий. Апостол пишет, что тление не наследует нетления (50) - этим самым дает понять, что для нетления надо потрудиться - тленному сему надлежит облечься в нетление. Это значит, что нетленное ментальное тело должно подчинить себе тленное - эфирное и астральное тела. В России есть поговорка «сердцу не прикажешь», однако, апостол учит приказывать. И только после того, как мы победим свои страсти, следует - смертному сему - облечься в бессмертие - то есть нужно ментальным телом стяжать благодатные дары Святого Духа.

Нужно заметить, что все это даже не труд, а борьба, и можно подтвердить это словами Христа: Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться: трое против двух, и двое против трех; отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей (Лук.12.51-53). Выше уже обозначены все пять участников этой борьбы, а сейчас я их идентифицирую: отец - это плоть; мать, она же свекровь - эфирное тело; дочь - астральное тело; сын - ментальное тело; невестка - это Церковь Христова с духом животворящим.

Мы видим, что отец с матерью не разделяются - это логично и понятно, так как плоть и эфирное тело неразлучны до смерти. Так же не разделяются сын и его жена, она же невестка в семье, потому что человек умом принимает Бога и приходит в Церковь Христову добровольно. Насколько сильны страсти эфирного тела - обжорство и секс, понятно из того, что только мать в этом доме ведет брань на два фронта: против дочери и невестки. Не воюет сын против дочери, потому что одна часть неразумной души подчиняется ментальному телу. Силой воли и ума которого святые умервщляли страсти своей плоти - сын против отца. И в этом помогала им благодать Святого Духа в церковном таинстве евхаристии, подавляя страсти эфирного тела - невестка против свекрови.

____________________

[1] Ориген. О началах.- По изд. Рига, 1936.- Кн.2. Гл.10. п.3.