www.itheology.ru - Интеллектуальное богословие. e-mail: Elovikov@list.ru Еловиков
Ю.М. Квантовая логика в
богословии. Первые учителя Церкви подходили к
христианству творчески и использовали в
своих целях всю совокупность
современных им философских понятий. Уже святой Александр Александрийский в
начале IV века, обличая Ария, по выражению Сократа Схоластика, «богословствовал
по-философски». Однако на данном этапе развития человечества, в условиях
кризиса современной философии и фантастического развития науки, богословие
должно использовать в своих целях современный нам научный потенциал. Известно,
что богословие и квантовая механика рассматривают такие понятия или обьекты,
которые находятся вне пределов нашего чувственного восприятия и познаются
только интеллектом, то есть умопостигаемые
по их проявлениям. В первом случае это Бог и
душа человека, во втором – физика элементарных частиц. Однако, если цели можно
назвать разными, что не совсем правильно, то средства или инструменты познания
аналогичны. Это фундаментальная теория, математический аппарат и практический
эксперимент с одной стороны и слово Божие, умная молитва и аскетическая
практика с другой. Можно сказать, в обоих случаях процесс познания во всей полноте: дух и душа и тело во всей целости (1 Фес. 5. 23), значит
общей должна быть и логика мышления, отличная от так называемого «здравого
смысла». Вероятно, такую логику имеет в виду апостол Павел: Будь безумным, чтоб быть мудрым, ибо
мудрость мира сего есть безумие пред Богом (1 Кор.3.18,19). Следовательно, можно
воспользоваться самым передовым научным методом и использовать квантовую логику
для исследования некоторых современных богословских концепций. Во-первых,
рассмотрим к чему может привести некоторое, даже кажущееся вначале
незначительным, отклонение от христианских догматов. Что говорит наука? Имеется закон, согласно которому частичное
неведение будет быстро возрастать и вскоре… превратится в тотальное неведение.
Как отметил Макс Борн, достаточно того, что нам неизвестна координата или
неизвестен импульс одной единственной молекулы: при этом допущении наше
незнание вскоре распространится на всю систему, причем даже если вначале были
известны точные координаты и импульсы всех других молекул. «Необратимость, -
пишет он, - является, таким образом, следствием явного введения неведения в
наши фундаментальные законы». Возрастание незнания действительно обнаруживает
общие черты с больцмановским возрастанием беспорядка. Вместе с тем это
достаточно различные явления. Главная отличительная особенность состоит в том,
что неведение всегда возрастает [1].
В связи с вышеизложенным
законом из квантовой теории, снова возвращаюсь к своему вопросу: «Есть ли у
Бога мать?» [2]. Рассмотрим
как частное понятие «мать Бога» повлияло на общую концепцию единого Бога.
Видим, что привнесенное в богословие в V веке после III Вселенского
собора в качестве догмата, неопределенное ограниченное понятие «Богородица»
распространилось на все учение о Боге и превратилось к VIII веку в неограниченное
понятие «Царица Неба и земли». Божия
Матерь, Присно-дева Мария есть высшее существо из всех сотворенных разумных
существ, несравненно высшее самых высших Ангелов, Херувимов и Серафимов, -
такими словами Иоанна Дамаскина из «Точного изложения православной веры»
начинает Игнатий Брянчанинов в XIX веке свое «Изложение учения
Православной церкви о Божией Матери» [3].
Неопределенность осталась,
потому что раньше знали из Библии одного Царя Небесного – Бога, Творца неба и
земли. Он Троица по евангельским Ипостасям, но остался один по Сущности, и один
Бог выше всей иерархии Ангелов, а тут появляется еще некто выше Ангелов. С
одной стороны «сотворена», значит не
Бог – с другой стороны «выше всех
Ангелов», значит Бог. Как это понимать? Значит неведение, которое
отождествляется с неопределенностью распространилось на все православное
понятие о Боге и стало тотальным. Ранее в своей книге я достаточно подробно
написал о ложном богословском понятии «мать Бога», поэтому с точки зрения
науки, используя принципы квантовой теории, еще раз можно утверждать, что
нынешнее православие уже не христианство. Может быть поэтому до сих пор никто
из богословов аргументированно мне так и не возразил, по крайней мере я не знаю
таких рассуждений. Различие формальной и
квантовой логики можно проиллюстрировать следующим примером. На рынке ценных
бумаг, с точки зрения инвестиционной целесообразности, существует принцип:
«нельзя держать все яйца в одной корзине». То есть при условии, если не рухнул
весь рынок, то он находится в колебательном и равновесном состоянии, и если
потерял на одних акциях, то компенсируешь другими. Рассмотрим то же самое с
точки зрения житейской логики, при том же условии когда не падает вся корзина,
а разбивается одно яйцо в корзине, то с другими ничего не делается. А вот с
точки зрения квантовой теории, когда рассматривается вся корзина как
христианское вероучение в полноте, а яйца как догматы этого учения, получается,
что только один ложный догмат со временем неизбежно делает неправильным всё
учение. Известно, что святые Отцы
называли неведение величайшим из зол. Исходя из вышеизло-женного становится
понятно почему. Потому что оно «всегда
возрастает» и вследствие этого одно неправильное частное определение
искажает общее понятие о Боге. Таким
образом видно, - пишет Василий Великий, - что погрешность в одном из предметов веры есть отрицание всего Божества
[4].
Его слова соответствуют апостольскому пониманию веры: Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится
виновным во всем (Иак.2.10). Если мир таков, что зло всегда возрастает,
значит с ним надо бороться. Принцип таков - не
воздавайте злом за зло, не мстите за себя, - учит апостол Павел, однако
предупреждает: не будь побежден злом, но
побеждай зло добром (Рим.12.17-21). Не случайно, одной из величайших
добродетелей святые Отцы называли рассуждение. Апостол учит церкви: Надлежит быть и разномыслиям между вами,
дабы открылись между вами искусные в рассуждении (1 Кор.11.19), призывая к
диалогу между собой. Слова побеждай зло
добром означают, что только свободное рассуждение побеждает неведение, вот
почему христианам крайне необходимы богословские дискусии в вопросах
вероучения. В одной из своих телевизионных программ в
начале сентября А.Гордон вместе с собеседниками пришли к выводу, что по чисто
формальным признакам все три основные христианские конфессии: православие,
католичество и протестантизм попадают под определение «секты», потому что ни
одна из конфессий не сохранила христианское учение без изменений и дополнений –
в полноте и совершенстве. Эти конфессии противоречат в своих концепциях одна
другой и поэтому содержат истину только в частностях, как и любое другое
религиозное учение. Мало того, они агрессивны, даже по отношению друг к другу,
что мы сейчас наблюдаем во взаимоотношениях православных к католикам, а это уже
характерно только для тоталитарных сект. Появилось понятие «каноническая
территория», где религиозный канон, то есть закон духовный, уже не область ума
и веры, а область государственных границ. Это напоминает очень старый лозунг
«чья земля – того и вера», приведший к кровопролитным религиозным войнам и
трансформировавшийся в другой «сила есть – ума не надо». Именно так – кривым
мечем обращали в свою веру мусульмане и крестом и мечом – крестоносцы. В связи
с вышеизложенным, следует признать правоту некоторых современных философов,
утверждающих, что наша эпоха постхристианская. Верно не потому что изменился
Христос – Бог неизменен: Иисус Христос
вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр.13.8). Это мы изменились из-за того,
что в христианстве незаметно произошла подмена понятий Церковь и Христос, и об
этом ниже порассуждаю подробнее. В газете «Православная
Пермь» № 3 за 2002 год под рубрикой «Осторожно:
духовный яд!» появилась рецензия на мою книгу «Интеллектуальное
богословие». Из того немногого достойного внимания на ответ как оппонентам –
это слова священномученика Игнатия Антиохийского предпослан-ные статье в
качестве эпиграфа: «Кому Церковь не мать,
тому Бог – не Отец». Здесь сравниваются два понятия Церковь и Бог во
взаимосвязи, поэтому проанализируем смысл его слов с трех разных позиций.
Сначала рассмотрим эту взаимосвязь, исключив оба понятия. Получается: «если не мать – значит не отец», то есть
с точки зрения формальной логики это глупость. С точки зрения квантовой логики
Церковь представляет собой духовную пространственно-временную субстанцию и это
величина переменная, а Бог постоянен. Подставляя эти значения, еще раз
рассмотрим взаимосвязь. Получается что-то вроде: если мать не переменна – то отец не постоянен, тоже совсем не
поучительно, скорее наоборот. Наконец, с богословской точки зрения для
христианина Бог – цель, а Церковь – средство и смешение этих понятий
недопустимо: цель неизменна, а средства переменны. Средства должны
соответствовать своему времени и их нужно совершенствовать, поэтому Церковь
можно критиковать. Мои оппоненты утверждают, что Священное Писание – книга не
индивидуального прочтения, что она должна трактоваться Церковью и в Церкви,
которая есть «столп и утверждение истины»
(1 Тим.3.15). Автор же «Интеллектуального богословия» этого не признает.
Да я исповедую другое: Иисус сказал ему:
Я есмь путь и истина и жизнь
(Иоан.14.6). Если «истина» – Христос,
то значит Церковь только «столп и
утверждение». Формализуя выражение: «столп
и утверждение + истина», становится ясно, что оно не может быть
одновременно величиной переменной и постоянной. Поэтому в соответствии с
«принципом неопределенности» и «принципом дополнительности» из квантовой
теории, эту формулу нужно подвергнуть «процедуре квантования». Из этого
следует, что нужно рассматривать отдельно Церковь и отдельно Истину. Можно еще
добавить, что Церковь представляет собой только инструмент познания, сам же инструмент не может претендовать на
истинность. Впервые соответствующую
«процедуру квантования» в христологическом контексте сделали святые Отцы еще в V
веке на IV Вселенском соборе. Это
халкидонская формула «о двух природах» Иисуса Христа: божественной и
человеческой, которые соединены неслитно
и неизменно, нераздельно и неразлучно. То есть Отцами утверждено, что в
свете Евангельских событий Его личность всегда нужно рассматривать только
двойственно: в одних случаях как совершенного
Бога, воскрешающего мертвых – в других как совершенного человека, по природе жаждущего или страдающего. Та же «процедура
квантования» христианского догмата «Богородица» оставляет нам только человека
Деву Марию и евангельское понятие «мать Иисуса», потому что даже самые
последовательные почитатели «Божией Матери» не признают ее Богом. Таким
образом, квантовая логика в богословии устраняет, имеющуюся на сегодняшний
день, неопределенность христианского догмата о «Богородице». «Мать Иисуса» не
может быть «матерью Бога», так как её нельзя рассматривать одновременно и Богом
и человеком. Только одна из Ипостасей единого Бога имеет такие свойства, ибо и не было, и нет, и никогда не будет
другого Христа, состоящего как из божества, так и человечества, пребывающего в
божестве и человечестве, Который Один и Тот же – совершенный Бог и совершенный
человек [5]. В соответствии с квантовой
теорией в различной обстановке проявляются различные свойства обьекта. Так и
земная Церковь, как субстанция изменяющаяся во времени и в пространстве, не
может быть абсолютно всегда и везде истинна. Возможно, символически изображая
будущие отступления Церкви от Истины, апостол Петр три раза отрекается от
Христа (Иоан.18.17-27). Из истории Церкви известно, что неоднократно почти вся
Церковь полностью впадала в ереси и тогда отдельные личности меняли ход ее
развития, такие как Афанасий Александрийский и Максим Исповедник. Известны
слова Максима Исповедника: Если и вся вселенная начнет причащаться с
патриархом, я не причащусь с ним. Папа римский Мартин: Если-бы и весь мир захотел принять это новое учение, противное
православию, я не приму его [6].
В связи с вышеизложенным,
снова возвращаюсь к словам Игнатия Антиохийского, которого еще называют
Богоносцем: Кому Церковь не мать, тому
Бог – не Отец. Церковники рассматривают данную формулу в качестве
концепции, но ничего такого у апостолов нет, поэтому кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема
(Гал.1.9). Слова Игнатия Антиохийского можно рассматривать, как искажение
учения Иисуса Христа: Никто не приходит к
Отцу, как только чрез Меня (Иоан.14.6), где Христос подменяется Церковью,
следовательно, они являются ересью. В истории Церкви известно
много святых, формально не принадлежавших к Церкви при жизни, но исповедавших
имя Христа и крестившихся собственной кровью. Значит, признавая их святыми, мы
тем самым фактически признаем вышеуказанную формулу ложной. Игнатий Богоносец
принадлежит к числу «мужей апостольских», то есть к первой христианской Церкви.
Возможно поэтому, именно к нему относятся слова Иисуса Христа из обращения к
первой из малоазийских церквей: Ты много
переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал. Но имею
против тебя то, что ты оставил первую любовь твою (Отк.2.3-4). Это
означает, что «имя Мое» – первую любовь твою оставил и заменил имя
Христа на понятие Церковь. В марте 2002 года в ответ на
высланную ему книгу «Интеллектуальное богословие», где я много критикую Русскую
Православную Церковь, епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим написал мне
о том, что «с каждым годом всё больше любит нашу Мать Церковь». Я ему ответил,
что эти его слова не соответствуют христианскому вероучению «о любви к Богу и
любви к ближнему», так как никто из апостолов не учил буквально «любить
Церковь». Не уверен понял ли он правильно мою мысль, поэтому разовью мысль
подробнее: можно ли отождествлять «любовь к Церкви» с «любовью к Богу» или
«любовью к ближнему» и сделаю это точно в соответствии с Евангелием. Во-первых, Церковь есть «тело Христа» и Он же «глава
Церкви» [7], поэтому
можно любить Церковь как «тело Христа»
и любить Христа как «главу Церкви».
Мы видим, что понятие «Церковь» присутствует в обоих случаях, но это два разных
вида любви: одна плотская, потому что к телу
– другая духовная, потому что к Богу. Апостол учит, что кто любит Бога, тому дано знание от Него (1 Кор.8.3), о тех же кто
«любит тело» ничего не говорится,
потому что тело Христово надо «созидать» (Еф.4.12) и «пасти» христиан и об этом Иисус Христос
три раза (!) сказал апостолу Петру: Паси
агнцев Моих (Иоан.21.15-17), то есть надо «работать в Церкви» о спасении
душ, а не просто «любить Церковь». Во-вторых, можно ли рассматривать «любовь к
Церкви», как «любовь к ближнему»? На вопрос законника: А кто мой ближний? Иисус Христос ответил притчей «о милосердном
самарянине», где недвусмысленно противопоставляет доброго язычника и
равнодушных священнослужителей церкви: священника
и левита (Лук.10.29-37). Поэтому ответ на поставленный вопрос в контексте
Евангелия очевиден – нельзя. К этому можно добавить известное выражение о том,
что человека любить труднее, чем все человечество. Христиан называют стадом словесным, и это не стадо
баранов, которых нужно только загнать в церковную ограду и «любить» – словесное
стадо надо «учить». Тут возникает другой вопрос: «Могут ли нынешние пастыри
пасти словом?» Без сомнения, и сейчас в среде церковников
есть люди, хорошо знающие слова Священного Писания. Однако апостол Павел учит: Царство Божие не в слове, а в силе (1
Кор.4.20), а это значит, что спасение нашей души не в знании слова Божия, а в его понимании.
В философии есть даже целый раздел – герменевтика и её основной тезис: «знать –
не значит понимать». В связи с этим перейду к следующему «принципу целостности»
из квантовой теории – взаимодействия субьекта с обьектом в процессе
исследования. В богословской интерпретации его следует понимать таким образом,
что при чтении Священного Писания, уровень понимания обьекта /Библии/ полностью
зависит от состояния субьекта /читателя/. Отсюда следует вывод, что
для того, чтобы правильно понимать Священное Писание, сначала надо очистить
свое тело от страстей и совесть от грехов и только тогда чистые сердцем Бога узрят своим умом (Мат.5.8). Однако в связи с
утратой аскетической практики и умной
молитвы /не путать с иисусовой/,
сейчас мало таких людей, кто бы мог не просто знать, а понимать Библию
самостоятельно. Поэтому необходимо, во-первых, одновременно изучать жития и словеса святых Отцов первых
веков христианства. Во-вторых, нужно осознать, что «буквальное» понимание
текстов Священного Писания недопустимо, потому
что буква убивает, а дух животворит (2 Кор.3.6). Святой Кассиан Римлянин
приводит пример такого примитивного понимания слов Евангелия: «Кто не берет креста своего и следует за Мною,
тот недостоин Меня» (Мат.10.38). Некоторые весьма строгие монахи, имеющие
ревность Божию, но не по разуму, понимая это просто, сделали себе деревянные
кресты и, нося их постоянно на плечах, всем видящим доставили не назидание, а
смех. Он же называет четыре
уровня понимания сокровенного смысла слов Библии, когда один и тот же Иерусалим можно понимать в четверояком смысле,- в
историческом смысле он есть город Иудеев; в аллегорическом - есть церковь
Христова; в анагогическом - есть город Бога небесный, который есть матерь всем
нам; в тропологическом - есть душа человека, которую часто под этим именем
Господь порицает или похваляет [8].
О четырех уровнях восприятия
слов Священного Писания пишет и блаженный Августин: Некоторыми толкователями Писаний рекомендуются четыре способа
изьяснения Закона, названия которых могут быть приведены по-гречески, а
определены и разьяснены по-латыни, именно – исторический, аллегорический,
аналогический и этиологический, - исторический, когда припоминается какое-либо
божественное или человеческое действие, аллегорический, когда изречения
понимаются иносказательно, аналогический, когда указывается согласие Ветхого и
Нового Заветов, этиологи-ческий, когда приводятся причины слов и действий [9].
Слова святых отцов о возможности четырёх вариантов толкования одних и тех же слов находят своё подтверждение в Библии. Апостол Павел пишет, что истина для святых имеет четыре измерения: широта и долгота, и глубина, и высота (Еф.3.18). В послании к Тимофею он же учит, что всё Писание богодухновенно - и указывает четыре варианта - для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности (2 Тим.3.16). Эти четыре уровня понимания
следует отождествить с «волновым пакетом», из которого после взаимодействия
«читатель+Библия» в процессе познания реализуется один из вариантов. В наше
время, как правило, «буквальный» или как одинаково называют его святые Отцы «исторический». Почему так происходит
постараюсь обьяснить с помощью современной науки. Квантовая теория предназначена для описания целостной системы
«субьект+обьект» во взаимосвязи… Известен
факт существования этих взаимосвязей и их количественная мера – постоянная
Планка, однако следует отдавать себе отчет в том, что природа этих взаимосвязей
нам неизвестна. Более того, выяснено, что нельзя пытаться отождествить
взаимосвязи, обеспечивающие квантовую целостность, с некоторыми физическими
взаимодействиями… Поэтому мы признаем, что взаимосвязи, обусловливающие
квантовую целостность, являются некоторой совершенно новой сущностью [10].
Таким образом, научно
установлено, что в процессе познания «невидимого мира» проявляется взаимосвязь, которую нельзя обозначить физическим взаимодействием, следовательно,
это является нематериальным взаимодействием, а значит духовным. Я уже писал о
духовных силах разумной части души: ум,
совесть, воля, любовь, поэтому в соответствии с «принципом целостности» из
квантовой теории, можно утверждать, что наше личное восприятие Библии и
познание истины зависит не только от интеллекта – в этом процессе участвует
совесть. Известно, что очень многое, если не все, Иисус Христос ставил в
зависимость от веры, которая в свою очередь, по словам апостола Павла, напрямую
зависит от состояния совести (1 Тим.1.19; 3.9). Таким образом человек, не
имеющий чистую совесть, не может иметь правильной веры и, соответственно,
понимать Священное Писание. Вот почему проповедь
Евангелия началась с призыва «Покайтесь!»,
потому что покаяние очищает совесть. Кровь
Христа очищает совесть нашу от грехов… Если говорим, что не имеем греха, -
обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он
простит нам грехи и очистит совесть… Покаяние и обещание Богу доброй совести
спасает нас [11]. Если наше
раскаяние искреннее и полное, то грехи прощаются и совесть очищается.
Христианин начинает «видеть», таким образом, приходит в состояние «возможности
понимать» Библию. Чистая совесть судит себя строже, побуждая к самосовершенствованию,
вполне логично, что потом включается «способность понимать», которая уже
зависит от интеллекта. Следует отметить, что
очищение совести – процесс длительный и в современных условиях, в частности,
после сексуальной революции маловероятный. Тотальная пропаганда секса,
стимулирование сексуальности, толерантность к извращениям делают в принципе
невозможной жизнь по христианским заповедям, вследствие сильного влияния
впечатлений на мышление. Вы слышали, что
сказано древним: «не прелюбодействуй», а Я говорю вам, что всякий, кто смотрит
на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею (Мат.5.27,28). В заключение не могу не сказать еще раз о
Втором пришествии Иисуса Христа, которое иногда называют «концом света», что не
совсем правильно. И напомню слова Л.Ландау о том, что мы обязаны понимать даже
то, чего не можем себе представить. В связи с проведением в США Брукхейвенского
эксперимента на самом мощном в мире ускорителе к 2000 году развернулась
дискуссия о возможных последствиях эксперимента. Комитет физиков оценил возможность возникновения катастрофической
ситуации в процессе эксперимента – неконтролируемой реакции превращения материи
в новое состояние… В результате такой перестройки вакуума вся Вселенная
мгновенно будет разрушена, а на ее месте возникнет новая Вселенная, построенная
из частиц с совершенно другими свойствами [12].
Ученые пришли к выводу, что теоретически это
возможно, но как следствие эксперимента, маловероятно. Это новое состояние ученые называют «стабильным». Причем недавно, о
неизбежном переходе человечества в то же «стабильное» состояние рассказывал
С.Капица в передаче А.Гордона. Ученый заявил, что закон или формула перехода в
стабильное состояние существует и показал график, но признался, что обьяснить в
чем смысл перехода он не может. Совершенно очевидно, что нельзя назвать это
совпадение о «возможности» и «неизбежности» перехода в новое состояние случайным. Следовательно, квантовая теория допускает
возможность мгновенного изменения Вселенной, значит подтверждает слова апостола
Павла: ·
Говорю вам тайну: не все мы
умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока (1 Кор.15.51-52). ·
Мертвые во Христе воскреснут
прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках
навстречу Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем (1 Фес.4.15-17). Возможно, в данном случае
слова апостола Павла обудущей среде обитания «на облаках, на воздухе» обозначают «вакуум», который
характеризуется учеными как «среда с очень сложной иерархической структурой».
Существует гипотеза о том, что половина
вещества Галактики находится в невидимом состоянии, т.е. состоит из таких
частиц, которые не излучают фотоны [13].
Может быть, эта так называемая «темная материя» означает неприступный свет, которого никто из человеков не видел и видеть не
может (1 Тим.6.16). Значит, порядок и принцип перехода
человечества в «новое стабильное состояние» в принципе известен. Во-первых,
сначала мы все мгновенно изменимся, во-вторых, весь мир увидим по-новому.
Каяться будет уже поздно… и тогда
восплачут все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках
небесных с силою и славою великою (Мат.24.30). 26
сентября 2002 г. Пермь Еловиков
Ю.М. [1] К.Р.Поппер. Квантовая теория и раскол в физике.- М.: «Логос», 1998.- С. 70. [2] Ю.М.Еловиков. Интеллектуальное богословие.- Пермь: ИПК «Звезда», 2002.- Глава II. [3] Творения святителя Игнатия.- М.: Сретенский монастырь, 1997.- Т.4.- С. 391. [4] Творения Василия Великого.- М.: «Паломник», 1993. /по изд. 1846 г./ - Часть IV.- С. 390 (Беседа 24). [5] Св. И.Дамаскин. Точное изложение православной веры.- М.: «Лодья», 1998.- Кн. 3. Гл. 3.- С. 198. [6] Жития святых Димитрия Ростовского. 21 Январь.- Оптина Пустынь, 1993.- С. 206, 230. [7] Кол. 1.18; 2.19; Еф. 1.22, 23; 5.23. [8] Преп. И.Кассиан Римлянин. Писания.- М.: СТС Лавра, РФМ, 1993.- С. 307, 426 (Собес.8-3, 14-8). [9] Бл. Августин. Творения. О книге Бытия.- М.: «Паломник», 1997.- Кн. неоконченная. Гл. 2.- С. 98. [10] Н.Н.Латыпов, В.А.Бейлин, Г.М.Верешков. Вакуум, элементарные частицы и Вселенная: В поисках физических и философских концепций XXI века.- М.: Изд. МГУ, 2001.- С. 163-165. [11] Евр.9.14,28; 1 Иоан.1.8,9; 1 Пет.3.21. [12] Н.Н.Латыпов, В.А.Бейлин, Г.М.Верешков. Вакуум, элементарные частицы и Вселенная.- С. 37, 41. [13] Там же.- С. 115. |