О Боге и Сыне Божьем
Эволюция
вселенной как процесс в науке не вызывает
сомнений и имеется много гипотез происхождения
вселенной. Однако, ученые до сих пор не знают
точно по каким законам развивается вселенная.
Причём науку интересует вопрос «как произошла?»,
но совершенно не интересует вопрос «для чего
создана?». Поэтому в начальных условиях всех
гипотез о происхождении вселенной отсутствует
аксиома о Боге. В науке принято, что способ
существования живой материи – процесс развития
от простого к сложному. Это подтверждают законы
биологической эволюции и результаты культурной
эволюции. Однако, духовная эволюция человечества
развивается по законам термодинамической
эволюции [1], отсюда необходимость и неизбежность
второго пришествия Христа.
Очевидно,
что человечество и окружающий нас видимый мир
постоянно меняются, но самым кардинальным
образом, благодаря науке, изменились наши знания
о вселенной. Неизменными только остались у
христиан познания о Боге, вероятно, это нельзя
признать правильным. Основные понятия о Боге мы
имеем из Библии. Свое дальнейшее развитие они
получили в Церкви, в творениях святых отцов и
постановлениях Вселенских соборов.
Следовательно, процесс развития понятий о Боге
как Творце вселенной закончился для
православных более тысячи лет назад.
Таким
образом, знания о Боге остались для нас в
терминах и понятиях о вселенной, какими они были
в те давние времена, когда земля считалась
центром мироздания. Сейчас мы знаем, что это не
так: наша планета и солнечная система находятся
на окраине одной из многих галактик во вселенной.
Таких звёзд как Солнце в нашей галактике около 200
миллиардов, число галактик тоже миллиарды.
Вероятно, Бог создал вселенную не для того, чтобы
мы на земле любовались звездным небом. Наверное,
в творении вселенной есть другой, более глубокий
смысл. В связи с этим возникает необходимость
уточнить наши понятия о Боге в масштабах
вселенной и планеты.
Из
первой главы Библии следует, что вселенную Бог
творил один до шестого дня. Слово «сотворим» во
множественном числе по отношению к процессу
появляется тогда, когда речь зашла о человеке: И
сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и
по подобию Нашему (Быт.1.26). Так, через слово сотворим
обозначено появление частного личного свойства
внутри единого Бога – ипостаси Сына Божия. И
сотворил Бог человека по образу Своему, по образу
Божию сотворил его (Быт.1.27). Во-первых, из
проекта по образу Нашему и по подобию Нашему
человек сотворён только по образу Божию,
значит, процесс творения по подобию
продолжается. То есть человек сам должен
сохранить в себе образ Божий и достичь подобия
собственными усилиями с помощью Бога. Во-вторых,
почему снова в следующем предложении процесс
творения обозначен единственным числом «сотворил»?
На это Сын Божий учит: Я и Отец – одно (Иоан.10.30),
что означает запрет на арифметические действия с
понятием Бог.
В
начале сотворил Бог небо и землю (Быт.1.1) – это
начало творения Богом Отцом всей вселенной, день
первый. В начале было слово, и слово было у Бога
(Иоан.1.1) – здесь другое начало, день шестой. Это
начало творения Сыном Божьим человека разумного
на планете Земля из исходного материала через
мышление словом: мир чрез него начал быть (Иоан.1.10).
Здесь понятие мир отождествляется с понятием
культуры, которая включает в себя всё, что
отличает человека от животного, а появление
культуры связано со словом или языками.
Известный культуролог Лесли Уайт пишет, что
культура во всех её частях и аспектах зависит от
символизации, или точнее – от членораздельной
речи [2].
Ранее
святые отцы при толковании Библии совмещали эти
два «начала» в одно. Это можно понять, потому что
они были ограничены научным уровнем своего
времени. Сейчас мы знаем, что масштабы вселенной
и нашей планеты несопоставимы. При этом у нас нет
никаких обоснований: богословских, философских
или научных, чтобы можно было распространять
земное имя Иисуса Христа на всю вселенную. К тому
же Библия разделяет по времени эти два начала
как подлежащее через сказуемые сотворил и было.
Потому что в первом пункте Бог землю «сотворил»,
а во втором, спустя некоторое время, земля «была».
Значит, словосочетания «в начале сотворил» и «в
начале было» можно в соответствии со
сказуемыми развести во времени. К этому можно
добавить, что «слово» у Бога в процессе
творения через понятие «сказал» появляется
только в третьем пункте Книги Бытия.
Бог
Отец является причиной всего, в том числе Сын
Божий рождается от Отца и Дух Святой исходит от
Отца. В начале сотворил Бог – все законы
вселенной: духовные и физические, то есть – сотворил
небо и землю (Быт.1.1). В тот же первый день
сотворён свет: И сказал Бог: да будет свет. И
стал свет (Быт.1.3). Апостол Иоанн о свете пишет: Был
Свет истинный… в Нём была жизнь, и жизнь была
свет человеков (Иоан.1.9, 4). Сын Божий говорит о
Себе: Я свет миру, свет жизни (Иоан.8.12).
Рассматривая все слова о свете в совокупности,
можно сделать вывод о том, что свет – это живая
материя. Значит, отделение света от тьмы означает
принципиальное отличие живого от неживого: здесь
нет переходных форм. Причём живое тоже
различается.
Отец
имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь
жизнь в Самом Себе (Иоан.5.26). Таким образом,
живой Бог отличается от другой живой материи тем,
что имеет жизнь в Самом Себе. В свою очередь,
принципиальное отличие живой материи от неживой,
кроме наличия сознания, заключается в
самовоспроизведении и гомеостазе. Взять хотя бы
самовоспроизведение. Э. Вигнер попытался
доказать невозможность самовоспроизводящихся
систем и разработал квантовомеханическую модель
живого состояния, способного к
самовоспроизведению, как организм плюс
питательная среда. Здесь интересно то, что в этой
модели получился неожиданный результат:
состояние питательной среды должно быть сложнее
организма [3]. Но если рассматривать понятие
питательной среды шире – не одним хлебом живёт
человек (Втор.8.3) – то эта модель подтверждает
слова апостола Павла, что мы Богом живём и
движемся и существуем (Деян.17.28). А вот как об
этом пишут атеисты: Мы утверждаем, что сущность
нашего белково-нуклеинового живого вещества на
планете сочетается с полевыми космическими
формами жизни интеллекта… Жизнь в локальных
планетарных масштабах является производным
глобального потока живой разумной Вселенной [4].
Тогда, выражаясь языком науки, можно назвать
питательной средой всего живого на земле
физический вакуум.
Физический
вакуум в пространстве вселенной в Книге Бытия
назван «водой». В отличие от земли и неба, не
сказано, что вода сотворена (Быт.1.2). Значит, она
была (?) Поскольку физический вакуум
подразделяется на межзвёздный и околозвёздный,
тогда твердь посреди воды, которая отделяет
воду от воды (Быт.1.6) – можно отождествить с
гравитацией. Так как гравитация во вселенной
существует в пределах галактик, значит небом
(Быт.1.8) в данном случае следует считать понятие
галактики. Гравитация начала формирование
твёрдой материи из физического вакуума
вселенной, значит, вода которая под небом –
это физический вакуум галактики, который
образовал звёзды и планеты: И собралась вода
под небом в свои места, и явилась суша (Быт.1.9).
Потом
Бог дал законы развития растительного мира – да
произрастит земля зелень – и животного мира – да
произведёт вода пресмыкающихся, да произведёт
земля зверей (Быт1.11, 20, 24). Когда эволюция
животного мира на планете достигает
определенного уровня развития, Бог Отец посылает
Сына устраивать разумную жизнь в пределах одной
звездной системы. Понятие Бог ничем не
ограничено – Бог вне времени и пространства.
Понятие Христос не ограничено во времени: Иисус
Христос вчера и сегодня и во веки тот же (Евр.13.8),
но ограничено в пространстве, в частности,
человеческим естеством. Слова Иисуса Христа Отец
Мой более Меня (Иоан.14.28) означают особое
свойство Сына, отличающее его от Отца. Известно,
что любой сын по времени отличается от своего
отца, который старше сына. Однако понятие «более»
– это пространственная характеристика,
следовательно, оно указывает размеры или
свойство Сына локализоваться в пространстве
вселенной.
В
Ветхом Завете Христос называется Солнце правды
(Мал.4.2), в Новом Завете Христос говорит о себе: Я
свет миру, свет жизни (Иоан.8.12). Рассмотрим эти
слова в совокупности, в соответствии с
современными понятиями о вселенной. Если Солнце
– источник света жизни в пределах солнечной
системы, тогда учение Христа свет миру
обращено к человечеству планеты Земля. Значит, Сын
сущий в недре Отчем (Иоан.1.18), что означает в
межзвёздном пространстве вселенной, творя волю
пославшего его Отца (Иоан.6.38), локализуется в
околозвёздном пространстве солнечной системы и
становится сущий на небе (Иоан.3.13).
Так
делается потому, что управление процессом
развития интеллекта требует особого
вмешательства – это не всегда эволюционный
процесс. Развитие интеллекта до нужных кондиций
у живых существ, обладающих эволюционной
способностью мыслить образами, делается через
принцип мышления словом. Поэтому в начале
творения человека разумного было слово (Иоан.1.1),
по-гречески «логос». Здесь апостол
воспользовался понятийным аппаратом греческой
философии, где «логос» имеет множество значений,
в том числе: слово, разум, логика, причина. Наукой
установлено, что появление слова или языков не
связано с биологической эволюцией. Это фазовый
переход или принципиально новый качественный
скачок в развитии мира, где явно видно
божественное воздействие. Исходя из этого нужно
понимать следующую фразу апостола Иоанна: и
слово было у Бога, где под «словом» понимается
вся структура языка.
В
соответствии с положениями теории Ф. Шлегеля
индоевропейские языки сразу появились как бы в
готовом виде, в состоянии наивысшего
совершенства, всё дальнейшее их развитие
сводилось лишь к постепенному разрушению
первоначальной гармонии… Языки, или «языковые
организмы», по Шлейхеру, возникли естественным
путём, независимо от человеческой воли, они не
есть дело рук человеческих. Поэтому Шлейхер
называет их естественными организмами,
естественными телами. Именно это роднит языки с
другими порождениями природы. Отсюда вытекает,
что законы языка столь же объективны, столь же
внешни по отношению к человеку, как и законы
природы [5].
И Слово
было Бог – один вариант толкования этой фразы
относится к Сыну Божию, который по-русски назван
Словом. Конечно, по-гречески Логос более полно и
глубже, значит, лучше отражает всю совокупность
свойств Сына Божия. И слово было Бог – второй
вариант толкования означает, что сознание
первобытных людей было глубоко и сплошь
религиозным. Другое дело, что представления
людей о Боге на том этапе были примитивными,
соответственно сознанию, в котором преобладало
мышление образами – отсюда появление
рукотворённых идолов. Постепенное развитие
интеллекта людей через мышление и обучение
словом приводит к появлению языческих религий и
культуры. После этого Сын Божий начинает процесс
духовной эволюции человечества. На первом этапе
через народ Израиля. На следующем этапе Господь «сходит
с небес» с миссией Христа и процесс духовной
эволюции продолжается через христианскую
Церковь.
После
этого Сын Божий уходит к Отцу, откуда посылает в
Церковь Святого Духа. Слова Христа: мир
оставляю вам, мир Мой даю вам (Иоан.14.27) означают,
что духовная эволюция – это процесс
самоорганизации, который зависит от состояния
Церкви: Вы – свет мира. Вы – соль земли (Мат.5.13-14).
Данный процесс происходит в соответствии с
законами термодинамики, где энтропия работает
как принцип отбора [6] и заканчивается
деградацией. Святой Дух является для Церкви питательной
средой и препятствует росту духовной энтропии,
однако, присутствует в церкви определённое
время (Отк.12.6, 14). После этого Сын Божий
возвращается собрать плод и судить, ибо Отец не
судит никого, но весь суд отдал Сыну (Иоан.5.22).
***
Выше
говорилось о проявлении Богом в шестой день
творения ипостаси Сына Божия. В связи с этим
далее, начиная со второй главы Книги Бытия,
вместо слова Бог появляется словосочетание
Господь Бог. Такое словоупотребление характерно
для всего Ветхого Завета, при этом иногда одним
словом Господь обозначают два разных понятия:
Бог или Сын Божий. Например, сказал Господь
Господу моему (Пс.109.1), собрашася вкупе на
Господа и на Христа его (Пс.2.2), воззвал я к
Господу, Отцу Господа моего (Сир.51.14).
После
того, как Сын Божий открыто явил себя народу
Израиля и миссия Христа была реализована, в Новом
Завете слова Бог и Господь употребляются
раздельно. Это можно назвать лингвистическим
выделением у Бога ипостаси Сына Божия. Наиболее
определенно в этом смысле высказывается апостол
Павел: У нас один Бог Отец и один Господь Иисус
Христос (1 Кор.8.6), поэтому свои послания он
начинает приветствием: Благодать вам и мир от
Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Такое
выделение ипостасей единого Бога через слово
Господь утверждено в Символе Веры, где Богом
назван Отец, а словом Господь Сын Божий и Святой
Дух.
О слове
же Бог скажем: Отец называется Богом не Слова, но
видимого (ибо как быть Богом того, кто в
собственном смысле Бог?), равно как и Отцом
невидимого Слова. Ибо во Христе два естества, а
потому в отношении к обоим естествам имена: Бог и
Отец… когда естества различаются в понятиях,
тогда разделяются и имена. Послушай, как говорит
Павел: «да Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец
славы» (Еф.1.17). Бог Христа, а славы Отец; хотя то и
другое одно, но не по естеству, а по совокупности
оных [7].
Поскольку
в Новом Завете слово Бог принадлежит Отцу, а
слово Господь – Сыну, тогда словосочетание
Господь Бог из Ветхого Завета можно толковать
как Сын Отца или Сын Божий. Значит, Господь Бог из
Ветхого Завета стал Господом Иисусом Христом.
Понятия Господь и Христос тоже содержат в себе
принципиальные богословские отличия. Господь
есть Дух (2 Кор.3.17) и понятие Господь содержит в
себе одну божественную природу. А во Христе две
природы, божественная и человеческая, которые по
формуле Халкидонского собора соединены «неслитно
и неизменно, нераздельно и неразлучно».
Парадоксальное,
логически противоречивое понятие «неслитно и
нераздельно» понять невозможно – в него нужно
верить. В соответствии с ним святые отцы учили,
что личность Христа в Евангелии нужно
рассматривать двойственно: в одних случаях как
Бога, воскрешающего мёртвых – в других как
человека, по природе жаждущего или страдающего.
Значит, это понятие квантовое, поскольку точно
соответствует принципу неопределённости из
корпускулярно-волновой теории света. Не случайно
апостол Иоанн часто отождествляет Христа со
светом. Квантовую механику тоже понять
невозможно, потому что она не имеет наглядности
– в неё можно верить и эту веру подтверждает
математический аппарат и эксперименты. В свою
очередь через квантовую механику можно лучше
понять Библию.
Современная
наука утверждает, что теорию только тогда можно
считать истинной, если она подтверждается
экспериментом. Устанавливая законы духовной
эволюции, Бог совершил такой эксперимент – Сын
Божий стал человеком. Это можно отождествить с
аналогичными экспериментами из медицинской
практики, когда врач, исцеляющий болезнь – в
данном случае духовную – испытывая лекарство,
прививает болезнь на себя. Так Христос буквально
исполнил слова: врач! исцели Самого Себя (Лук.4.23).
Понятно, что по своей божественной природе Сын
Божий не имел нужды в биологической плоти как
болезни – Он «привил» её на себя из милосердия к
духовно больным людям.
Если
рассматривать Христа как личность, имеющую два
естества, то мы должны признать, что одна
личность не может быть двумя разными сынами:
Сыном Бога и сыном Марии. Дело в том, что понятия
сын (как личность) и естество отличаются между
собой, как частное от общего. Христос называл
себя Сыном Божьим и Сыном человеческим по
принадлежности своих двух природ. Поскольку Бог
один, то божественная природа и личность – одно
целое, а человеческие природа и личность
отличаются, например, как человечество и человек.
Поэтому Сын человеческий по принадлежности
естества к человечеству – это одно понятие, а сын
Марии по плоти как личность – совсем другое.
Обычный
сын по плоти рождается от отца и матери, но у
Иисуса не было отца по биологической плоти –
только мать. Поскольку две природы Христа,
божественную и человеческую, в соответствии с
Халкидонской формулой нельзя смешивать, то мы не
можем сказать, что Христос родился от Отца и
матери. Он родился, но и прежде был рождён, –
родился от женщины, но и от Девы, – родился
человечески, рождён Божески; здесь без отца, но и
там без матери [8]. Эти слова Григория Богослова
подтверждают принцип неопределённости и
квантовый характер Халкидонской формулировки.
Так, рассматривая божественную природу Христа он
признаёт только Отца, а рассматривая
человеческую природу – только мать. Это
соответствует словам Христа: Рождённое от
плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух (Иоан.3.6).
Человеческое
естество состоит из биологической плоти и
тонкого физического тела души. Поэтому апостол
Павел разделяет понятия плоти и тела: во-первых, иная
плоть у человеков, иная у скотов, во-вторых, есть
тела небесные и тела земные (1 Кор.15.39-40). Ниже,
говоря о телах, он подразумевает тонкие
физические тела без плоти биологической. Есть
тело душевное, есть тело и духовное, здесь тело
душевное – это тонкое тело души (во плоти при
жизни человека), тело духовное – это тело
души, в котором присутствует дух животворящий
(1 Кор.15.44-45).
После
Вознесения Христа во плоти – на земле осталась Церковь,
которая есть тело Его (Еф.1.23). Поскольку плоти
не стало, а тело Христа – понятие духовное,
апостол Павел учит: потому отныне мы никого не
знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то
ныне уже не знаем (2 Кор.5.16). Так как понятие Христа
по плоти находится во взаимосвязи с понятием
Его матери по плоти, из слов апостола – отныне
мы никого не знаем по плоти – следует, что он
советует забыть мать по плоти. Павел в своих
посланиях никогда не упоминает о матери Иисуса.
Только однажды, говоря о воплощении, он пишет: когда
пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего,
который родился от женщины (Гал.4.4).
Духовная
эволюция души человека – это крестный путь и
жестокая духовная брань. Это трудно, но возможно.
Иисус Христос показал всё на собственном опыте: научитесь
от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мат.11.29), Я
дал вам пример (Иоан.13.15), в мире будете иметь
скорбь, но мужайтесь: Я победил мир (Иоан.16.33).
Конечно, понятие победил относится не к
божественной природе, а к человеческой. Здесь
Христос говорит о себе как о человеке, который
победил зло в мире (1 Иоан.5.19) своим терпением. Смирил
Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти
крестной (Флп.2.8). Я не знал бы, – говорит
блаженный Августин, – как велико благодеяние и
любовь ко мне, грешному, моего Господа и
Спасителя, если бы Он не обнаружил предо мною
чего они стоят Ему.
Посему
собственным Своим примером возвышает Он цену
послушания, и испытывает оное в страдании, ибо
дело служит доказательством расположения. Но
может быть и то, что Он подвергает испытанию наше
послушание и все измеряет Своими страданиями, из
Своего человеколюбия, дабы собственным опытом
дознать, что для нас возможно, и сколько должно с
нас взыскивать, и нам извинять, если при
страданиях принята будет во внимание и немощь [9].
10.03.2005
_________________________________________
[1] Ю.Еловиков. Духовная эволюция или деградация?
[2] Л. Уайт.
Избранное: Эволюция культуры.- М.: РОССПЭН, 2004.- С.
54.
[3] Э. Вигнер.
Инвариантность и законы сохранения.- М.:
Едиториал УРСС, 2002.- С. 160-168.
[4] В. Казначеев, А.
Трофимов. Очерки о природе живого вещества и
интеллекта на планете Земля.- Новосибирск: Наука,
2004.- С. 252, 282.
[5] Т. Амирова и др.
История языкознания.- М.: «Академия», 2003.- С. 247,
325-326.
[6] И. Пригожин, И.
Стенгерс. Порядок из хаоса. Новый диалог
человека с природой.- М.: Эдиториал УРСС, 2001.- С. 231,
250-252.
[7] Григорий
Богослов. Собрание творений.- М.: СТС Лавра, 1994.-
Т.1.- С. 433-434 (Слово 30).
[8] Там же.- С. 426 (Слово
29).
[9] Там же.- С. 432 (Слово
30).
|