О плоти и крови Христа - 2
Спасение души
означает для человека вечную жизнь и для этого
Христос предлагает христианам свою «Плоть и
Кровь»: ядущий Мою Плоть и
пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную (Иоан.6.54).
Понятно, что эти слова, как никакие другие слова
Библии, нельзя понимать буквально и однозначно.
Поэтому многие из учеников
Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто
может это слушать?… С этого времени многие из
учеников Его отошли от Него (Иоан.6.60, 66).
У апостола Павла
есть два предложения, разных по содержанию,
которые указывают на необходимость двойного
толкования понятий Плоти и Крови: (1) Приимите, ядите, сие есть Тело
Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое
воспоминание. (2) Сия чаша есть новый завет в
Моей Крови; сие творите, когда только будете пить,
в Мое воспоминание (1
Кор.11.24-25).
1. Слова Христа приимите, ядите в начале
первого предложения означают дарование
практической помощи христианам в их борьбе со
страстями. Обоснование этого тезиса находим в
последующих словах сие есть Тело Мое, за вас
ломимое, которые следует понимать как «брань
страстей против плоти, которую Он взял за нас на
Себя». Заканчивается предложение фразой сие творите в Мое
воспоминание,
которая означают таинство Евхаристии в собрании
верующих.
2. Второе
предложение начинается фразой, выражающей
определенную и законченную мысль: сия чаша есть новый завет в
Моей Крови. В этой
фразе сия чаша –
зрительный образ, а мысль выражена словами новый завет в Моей Крови. Это выражение
корреспондируется со словами о Ветхом Завете – кровь
завета, который Господь заключил с вами о
всех словах сих (Исх.24.6-8)
и имеет такой же смысл для Нового Завета.
Заканчивается второе предложение как и первое
фразой сие творите в Мое
воспоминание. Но
чтобы смысл этой фразы не связывался логически с
Новым Заветом, в середину данной фразы вставлены
слова когда только будете
пить. Значит, слова «сие
творите в Мое воспоминание» в обоих
предложениях логически связаны с двумя другими есть и пить, соответственно, хлеб и чашу, что означает таинство
Евхаристии.
Таким образом, в
этих двух предложениях Христос устанавливает
два духовных закона: Новый Завет и Евхаристию.
Эти же два духовных закона заключаются в
вышеприведённых словах Христа: ядущий
Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную.
Здесь понятие есть Плоть означает таинство
Евхаристии, другое – пить
Кровь – изучение Нового Завета. Итак, Плоть и
Кровь Христа – это разные духовные понятия,
однако, должны рассматриваться только в
совокупности, то есть подход к ним должен быть
системный.
*
Можно сказать, что духовные
понятия Плоть и Кровь Христа находятся в
корреляции с понятиями смерти и воскресения. Для
этого рассмотрим слова апостола Павла из
послания к Колоссянам, где он пишет сначала о
смерти во Христе, потом о воскресении с Христом:
1. Итак,
если вы со Христом умерли для стихий мира…
умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту,
страсть, злую похоть и любостяжание… совлекшись
ветхого человека с делами его (Кол.2.20; 3.5, 9).
Апостол употребляет слова умерли,
умертвите, придавая понятию смерти смысл
победы. Он же указывает на то, что оказывает им
помощь в борьбе со страстями: ибо всякий раз, когда вы едите
хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню
возвещаете, доколе Он придет (1 Кор.11.26).
Выражение смерть Господню
возвещаете тождественно понятию вспоминаете и означает
таинство Евхаристии, которое помогало
умервщлять страсти.
2. Итак, если вы
воскресли со Христом, то ищите горнего…
облекшись в нового человека, который обновляется
в познании (Кол.3.1,10).
Рассмотрим подробнее, что означает понятие воскреснуть со Христом
после смерти во Христе. В послании к Евреям
апостол Павел указывает на прямую связь
воскресения Христа с Кровью завета: Бог же мира, воздвигший из
мертвых Пастыря овец великого Кровию завета
вечного (Евр.13.20).
Отсюда следует, что воскресение во Христе для
новой жизни после умервщление страстей с помощью
таинства Евхаристии означает обязательное
изучение Евангелия. Значит, совлекшись
ветхого человека, чтобы не оказаться нагими
(2 Кор.5.3) и непригодными для Царства Небесного,
нужно облечься в нового,
который обновляется в познании.
После слов о
Евхаристии – смерть
Господню возвещаете – следующие слова – доколе Он придет – обычно
связывают со Вторым пришествием, но это нельзя
признать разумным. Как можно возвещение
смерти на литургии делать центральным
событием в жизни Церкви? Главное событие состоит
в том, что Христос воскрес и Он всегда рядом: се, стою у двери и стучу (Отк.3.20).
Поэтому, в соответствии с вышеизложенным,
выражение доколе Он придет
следует понимать так, как учит апостол: слово Христово да вселяется в
вас обильно (Кол.3.16).
И только после этого можно говорить о
воскресении со Христом. Следовательно, надо было
не только «есть Плоть» и умирать для страстей,
но и «пить Кровь» –
воскресать духом слова Божия.
Апостол Павел
обличает служителей Церкви за их буквальное
восприятие слова Божия: Он
дал нам способность быть служителями Нового
Завета, не буквы, но духа; потому что буква
убивает, а дух животворит (2 Кор.3.6). Он разделяет
служение букве и служение духу. Служение
букве называет славным, однако, более славно
служение духу (2 Кор.3.7-8). О себе говорит служу
духом (Рим.1.9) и служащие Богу духом (Флп.3.3).
Поэтому апостолы разделили служение букве и
служение духу, то есть исполнение обряда и
служение слову: не хорошо нам, оставивши слово
Божие, пещись о столах (Деян.6.2-7).
*
Таким образом,
духовные понятия «есть Плоть» и «пить Кровь»
следует отождествить соответственно с буквой и
духом Евангелия. Кроме того, если «буква»
означает Евхаристию, тогда становятся понятны
слова апостола буква убивает, то есть
таинство Евхаристии помогало убивать страсти,
однако, конечный результат достигается только
тогда, когда сопровождается изучением слова
Божия. Здесь понятие буквы подчеркивает
вспомогательную роль Евхаристии, которая
помогала избавляться от страстей и готовила душу
к воскресению духом слова Божия. В связи с этим,
можно напомнить слова апостола Павла о разном
наказании виновных против Плоти и против Крови.
Это касается тех, кто почитает обряд выше
богословия.
1. Ибо, кто ест и пьет
недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не
рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас
немощны и больны, и не мало умирает (1 Кор.11.29-30).
2. То сколь тягчайшему,
думаете, наказанию повинен будет тот, кто
попирает Сына Божия и не почитает за святыню
Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати
оскорбляет? Мы знаем Того, Кто сказал: «у Меня
отмщение, Я воздам, говорит Господь». И еще: «Господь
будет судить народ Свой» (Евр.10.29-30).
Статья переработана 15. 05. 2008.
|