интеллектуальное богословие

itheology.ru

автор: Еловиков Юрий

Духовная эволюция и синергетика


В конце 20-го века в науке сформировалась новая научная парадигма, которую назвали синергетикой. Мир состоит из сложных систем. Синергетика - это наука о сложных процессах в системах различной природы: физических, химических, биологических, социальных. В результате исследований было обнаружено, что процессы самоорганизации систем разной природы могут происходить по одинаковым сценариям или моделям. Системы бывают открытые или закрытые. Эволюция системы - это процесс, который имеет определённое направление. Если системы открыты для обмена с окружающей средой энергией, веществом или информацией, то в режиме самоорганизации они могут усложняться. Для закрытых систем второе начало термодинамики указывает направление процесса с ростом энтропии в сторону упрощения или примитивизации.

Поскольку истину духовную или научную тоже можно рассматривать как процесс, значит, она должна быть открытой системой, свободной для обмена информацией с обществом и обязательно развиваться во времени. Один из основоположников синергетики в области неравновесной термодинамики лауреат Нобелевской премии Илья Пригожин в своём послании потомкам призвал гуманитариев шире пользоваться понятиями, вводимыми современными науками. Такие понятия как нелинейность и неравновесность, фракталы, хаос и энтропия, бифуркации и флуктуации, которыми оперирует синергетика, изменяют мировоззрение человека. Они же позволяют толковать Библию в духе времени языком науки.

Материя существует в движении. Всё во Вселенной движется: везде протекают те или иные процессы. Всё в видимой Вселенной имеет своё начало и свой конец, как сказано в Библии, "всему своё время, и время всякой вещи под небом". В наше время толкование Библии в соответствии с данными современной науки позволяет утверждать, что Бог творит не одномоментно, а путём развития через процессы, эволюцию разных систем. Ученые говорят об эволюции Вселенной, в том числе об эволюции галактик и эволюции звёзд, о биологической эволюции на планете и культурной эволюции человечества. И если не противопоставлять науку и религию, то можно говорить о духовной эволюции, которая происходит через христианскую церковь.

Разумеется, библейскую историю об Адаме и Еве нельзя понимать буквально, её нужно понимать как аксиому об изначальной греховности человека. Наличие зла в природе человека является следствием биологической и культурной эволюции. Такие проявления греха как агрессия, грабежи и насилие, похоть помогали выжить племени, этносу и человеку как виду, однако, стали тормозом в дальнейшем его духовном развитии. Появились заповеди: не убивай, не прелюбодействуй, не кради... Духовная эволюция происходит в условиях постоянного роста энтропии, которая работает как принцип естественного отбора. Поэтому, чтобы спасти душу для вечной жизни, человек должен постоянно работать над собой, самосовершенствоваться: развивать интеллект и очищать свою совесть, научиться делать добрые дела и контролировать процесс своего мышления.

Процессы биологической эволюции и культурной эволюции развиваются с увеличением сложности, чего нельзя сказать о духовной эволюции. Известно, что вначале христианская церковь была лучше, чище, откуда следует вывод, что со временем она деградирует, то есть процесс развивается по термодинамической модели для закрытых систем с ростом энтропии. Из Евангелия понятно, что история христианской церкви заканчивается её деградацией. Отсюда следует, что духовная деградация церкви - это вопрос времени, а не принципа. Тогда в виде гипотезы можно допустить, что деградация церкви уже произошла. Такое допущение в качестве стандартной процедуры позволило автору сделать исчерпывающее толкование Апокалипсиса, которое не оставляет вопросов.