интеллектуальное богословие

itheology.ru

автор: Еловиков Юрий

О духовной эволюции


В соответствии с данными современной науки можно утверждать, что Бог творит мир не одномоментно, а путём развития. Постепенные последовательные изменения в природе называют эволюцией. Известно об эволюции Вселенной, в том числе эволюции галактик, звёзд; биологической эволюции на нашей планете и культурной эволюции человечества. Процессы, происходящие в неживой природе тоже иногда называют эволюцией, например, термодинамической, химической.

С точки зрения богословия нет никаких оснований отрицать принцип биологической эволюции, потому что, во-первых, слишком много накоплено наукой материала, во-вторых, современное толкование Книги Бытия вполне допускает управляемую эволюцию. Значит, можно обсуждать детали эволюции, но не саму концепцию. Следовательно, тело человека было сформировано в результате биологической эволюции, этот процесс развивается от простого к сложному. Человек – существо социальное и развивается только в обществе, поэтому аналогично: от простого к сложному развивается культурная эволюция, здесь в начале было слово (Иоан.1.1) – это фазовый переход. Язык и мышление словом отделяют человека от животного, поэтому в Библии первое действие человека лингвистическое: и нарёк человек имена животным (Быт.2.19-20).

Культурная эволюция направлена в основном на развитие интеллекта человека, она завершилась фантастическим развитием науки и техники. Конечно, элементы духовности присутствуют и в культурной жизни в виде морали, нравственности, однако, культура и духовность отличаются, например, как стыд и совесть. Ведь стыд, как и мышление словом, тоже принципиально отличает человека от животного: человек стыдится своей животности. Стыд появился у человека после того как он получил мышление словом. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги (Быт.3.7). Стыд как и слово вложен Богом в природу человека и он является понятием первичным или базовым для развития у человека совести, можно сказать, что стыд – понятие культурное, а совесть – духовное.

Духовная эволюция человечества готовилась с народа Израиля и началась первым пришествием Христа. Жёсткая духовная дисциплина Ветхого Завета сменилась свободным духовным деланием Нового Завета: где Дух Господень, там свобода (2 Кор.3.17). Процесс духовной эволюции через христианскую церковь распространился на весь мир и закончится Вторым пришествием Христа. О времени начала духовной эволюции апостол Павел пишет: вот, теперь время благоприятное, теперь день спасения (2 Кор.6.2), хотя далее по тексту идёт большой пречень житейских скорбей. О времени окончания процесса апостол пишет: в последние дни наступят времена тяжкие (2 Тим.3.1) и описывает духовную деградацию людей. Очевидно, что и во втором случае он говорит о христианах, поскольку знаем, что – всегда в любое время – весь мир лежит во зле (1 Иоан.5.19). Однако, называя это время тяжким, апостол не пишет о скорбях, потому что время тяжкое не для обычной жизни христиан, а для спасения души.

Одной из основных задач духовной эволюции является избавление от первородного греха, то есть преодоление негативного наследия биологической и культурной эволюции – страстей тела и души. То что когда-то помогало выжить первобытному человеку, например, агрессия и повышенная сексуальность стали тормозом в духовном развитие: грехом. Все эти страсти, если их не контролировать и с ними не бороться, всегда возрастают: у дверей грех лежит, он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним (Быт.4.7) – ибо из сердца исходят злые помыслы (Мат.15.19).

 

*

Апостол Павел учит христиан познавать мир невидимый духовный через изучение мира видимого (Рим.1.20). Лауреат нобелевской премии Илья Пригожин в своём послании потомкам так же призвал гуманитариев шире пользоваться понятиями, вводимыми науками. В этом виден глубокий смысл: во-первых, для того, чтобы использовать научные понятия, например, в богословии, совсем не обязательно знать сложный математический аппарат, во-вторых, нужно признать, что наука более объективна в познании видимого мира в отличие от той же философии, полной субъективности.

Так, культуролог Лесли Уайт пишет: Принципы и законы термодинамики приложимы к культурным системам точно так же, как и к другим материальным системам [1]. Далее, Илья Пригожин доказывает: Мы можем сформулировать внутренний смысл второго начала термодинамики. Оно обретает статус принципа отбора, утверждающего, что в природе реализуется и наблюдается лишь один из двух типов решений [2]. Следовательно, в духовной природе как и везде не может быть застоя: всё, что не развивается, деградирует. Так, если православное богословие уже давно не развивается, значит, можно сказать, что оно умерло или деградировало. Православная церковь пытается сохранить святоотеческое богословие как наследство, но этого мало, потому что Христос учит: кто не собирает со Мною, тот расточает (Мат.12.30). Собирать, значит, наращивать, то есть всегда необходимо дополнять и развивать христианское богословие в духе своего времени.

Духовная эволюция происходит по типу термодинамической эволюции в замкнутых системах (церковь), где энтропия возрастает и работает как принцип отбора. Слова Христа: «но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит» (Мат.20.23) нужно понимать так: Царство Небесное находится во власти не дающего, а получающего, ибо у Бога нет лицеприятия, но получит его тот, кто покажет, что он достоин Царства Небесного, которое уготовано не для лица, а для жизни [3]. Значит, в духе нашего времени можно сказать, что в этом мире работает независимая духовная программа естественного отбора. Так души христиан, способных отличать истину и ложь, добро и зло и противостоять росту духовной энтропии, выбираются для вечной жизни.

Теория о духовной эволюции и росте духовной энтропии подтверждается практикой: историей христианской церкви. Так, любой православный священноначальник скажет, что первоначально христианская церковь была духовно выше и чище, то есть она деградирует. Из Евангелия известно, что история христианской церкви заканчивается её полной духовной деградацией. Риторический вопрос: но Сын Человеческий пришед найдёт ли веру на земле? (Лук.18.8) не требует ответа – он уже содержит в себе ответ с высокой вероятностью, что не найдёт. Отсюда следует необходимость и неизбежность Второго пришествия Христа. Далее, поскольку мы знаем о неизбежной духовной деградации христианской церкви – это дело времени – то мы вполне можем допустить вероятность того, что она уже произошла.

Процессы, имеющие отношение к духовности, происходящие в мире, подтверждают теорию о духовной деградации. Совесть человека развивается на базе интеллекта и стыда, однако, сексуальная революция отменила стыд – естественный закон, вложенный Богом в природу человека. Исчезло одно из базовых понятий, на котором строится совесть. Если стыд отличает человека от животного, то чистая совесть отличает человека духовного от человека культурного. Не просто совесть, а чистая совесть, поскольку рост духовной энтропии влияет на совесть и она постепенно теряет способность видеть грех и различать добро и зло. Этот необратимый процесс может остановить или повернуть вспять только христианское покаяние, которое способно очищать совесть. Однако, после отказа от стыда, легализации разных сексуальных извращений, вероятно, нет смысла говорить о будущем совести вообще как понятия духовного, а тем более о чистой совести.

Человечество может возвратиться в состояние первобытной невинности, когда люди не знали добра и зла (Быт.3.5). Это невинность культурных интеллектуальных животных, у которых ни стыда ни совести, а есть инстинкты и желания, традиции и интересы. Мир видел этот ужас в середине 20-го века – культуртрегеров – целый народ, интеллектуальную нацию, которую государственная власть освободила от совести.

 

*

На основании совместного анализа термодинамической энтропии и информационной энтропии ученые утверждают, что две противоположности – хаос и порядок – находятся в неустойчивом равновесии, а их сумма есть величина постоянная. Понятия хаос и порядок в такой неравновесной системе как человечество можно рассматривать как ложь и истина, добро и зло, жизнь и смерть, которые всегда находятся рядом. Например, даже в Евангелии есть незначительные противоречия «по букве», поэтому в богословии необходимо системное мышление «по духу» учения Христа, а не «по букве».

Учение Христа – это открытая система, где Дух Святой препятствует росту духовной энтропии: противоречия «по букве» не влияют на понимание «по духу». А учение церкви – система замкнутая, поэтому ложь «по букве», попавшая в учение церкви, в соответствии с законом роста духовной энтропии распространяется до тех пор пока не станет тотальной: «по духу». Например, ограниченное понятие «мать Бога», попавшее в учение церкви в результате христологических споров на 3-м Вселенском соборе, без каких-либо усилий со стороны богословов за последующие несколько столетий распространилось до понятия неограниченного: Божия Матерь, Приснодева Мария есть высшее существо из всех сотворенных разумных существ, несравненно высшее самых высших Ангелов, Херувимов и Серафимов, несравненно высшее всех святых человеков. Она – Владычица и Царица всей твари, земной и небесной [4]. Такими словами из «Точного изложения православной веры» Иоанна Дамаскина начинает «Изложение учения православной Церкви о Божией Матери» Игнатий Брянчанинов.

Ложное знание – это неведение и если отождествить ложь c неведением, то в качестве доказательства существования закона роста духовной энтропии можно сослаться на одну из интерпретаций квантовой механики. Что имеется закон, согласно которому частичное неведение будет быстро возрастать и вскоре… превратится в тотальное неведение. Как отметил Макс Борн, достаточно того, что нам неизвестна координата или неизвестен импульс одной единственной молекулы: при этом допущении наше незнание вскоре распространится на всю систему, причем даже если вначале были известны точные координаты и импульсы всех других молекул. «Необратимость, – пишет он, – является, таким образом, следствием явного введения неведения в наши фундаментальные законы». Возрастание незнания действительно обнаруживает общие черты с больцмановским возрастанием беспорядка. Вместе с тем это достаточно различные явления. Главная отличительная особенность состоит в том, что неведение всегда возрастает [5].

Истина и ложь, добро и зло, жизнь и смерть в этом мире всегда находятся рядом друг с другом: Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло… Избери жизнь (Втор.30.15,19). Следовательно, для спасения души задача для человека состоит в том, чтобы научиться различать истину и ложь, добро и зло и делать самостоятельный выбор. Причём нужно иметь в виду то, что истина научная и истина духовная принципиально отличаются. Истину в науке не нужно постоянно защищать, однажды доказанная, она очевидна или видима, потому что, воплощенная в технике, работает. Истина духовная невидима, поэтому из-за постоянного роста духовной энтропии её нужно возделывать и хранить (Быт.2.15). Таким образом, истину в православии нужно не просто хранить, как это делается в церкви, но и возделывать, то есть постоянно подтверждать и доказывать в духе своего времени, а это невозможно без состязательности и гласности.

 

08.05.06.

________________________________

[1] Л. Уайт. Избранное: Эволюция культуры.- М.: РОССПЭН, 2004.- С. 89.

[2] И.Пригожин, И.Стенгерс. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой.- М.: Эдиториал УРСС, 2001.- С. 231.

[3] Иероним Стридонский. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея.- М.: МГУ. 1996.- С. 178.

[4] Творения святителя Игнатия.- М.: Сретенский монастырь, 1997.- Т.4.- С. 391.

[5] К.Р.Поппер. Квантовая теория и раскол в физике.- М.: «Логос», 1998.- С. 70.