интеллектуальное богословие

itheology.ru

автор: Еловиков Юрий

Квантовая логика в богословии - 2


Первые учителя христианской церкви подходили к богословию творчески, в духе своего времени, используя современные им философские понятия, за неимением научных, поскольку науки как таковой тогда еще не было. Так, святой Александр Александрийский в начале IV века, обличая Ария, по выражению Сократа Схоластика, «богословствовал по-философски». Однако на данном этапе развития человечества, в условиях кризиса современной философии и фантастическом развития науки, богословие должно использовать в своих целях современный нам научный потенциал. Известно, что и богословие и квантовая механика рассматривают такие понятия и обьекты, которые находятся вне пределов нашего чувственного восприятия, не имеют наглядности и познаются только интеллектом, то есть умопостигаемые по их проявлениям. В первом случае это Бог и душа человека, во втором – физика элементарных частиц и если цели разные, то инструменты познания аналогичны. Это фундаментальная теория, математический аппарат и практический эксперимент с одной стороны и слово Божие, умная молитва и аскетическая практика с другой. Можно сказать, в обоих случаях процесс познания во всей полноте: дух и душа и тело во всей целости (1 Фес. 5. 23), значит, общей должна быть и логика мышления, отличная от так называемого здравого смысла. Очевидно, такую логику имеет в виду апостол Павел, когда говорит: Будь безумным, чтоб быть мудрым, ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом (1 Кор.3.18-19). Следовательно, можно воспользоваться передовым научным методом и использовать квантовую механику для исследования некоторых богословских концепций.

*

Принцип целостности из квантовой теории говорит о неких взаимосвязях и взаимодействии субьекта с обьектом в процессе исследования. В богословской интерпретации его следует понимать таким образом, что при исследовании Библии как обьекта возможность понимания её текста полностью зависит от состояния читателя как субьекта. Отсюда следует, чтобы правильно понимать текст Библии, надо сначала очистить свою душу от страстей, а совесть от грехов и тогда чистые сердцем Бога узрят (Мат.5.8). Однако, в связи с утратой аскетической практики и умной молитвы, сейчас очень мало людей, которые могли бы не просто знать, а понимать Библию. Нужно осознать, что примитивное буквальное понимание текстов Священного Писания недопустимо, апостол Павел учит, что буква убивает, а дух животворит (2 Кор.3.6).

Святой Кассиан Римлянин приводит пример такого буквального понимания слов Евангелия «Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот недостоин Меня» (Мат.10.38). Некоторые весьма строгие монахи, имеющие ревность Божию, но не по разуму, понимая это просто, сделали себе деревянные кресты и, нося их постоянно на плечах, всем видящим доставили не назидание, а смех... Далее он указывает на четыре уровня понимания смысла слов Библии, когда один и тот же Иерусалим можно понимать в четверояком смысле, – в историческом смысле он есть город Иудеев; в аллегорическом – есть церковь Христова; в анагогическом – есть город Бога небесный, который есть матерь всем нам; в тропологическом – есть душа человека, которую часто под этим именем Господь порицает или похваляет [1].

О четырех уровнях восприятия слов Священного Писания пишет и блаженный Августин: Некоторыми толкователями Писаний рекомендуются четыре способа изьяснения Закона, названия которых могут быть приведены по-гречески, а определены и разьяснены по-латыни, именно – исторический, аллегорический, аналогический и этиологический, – исторический, когда припоминается какое-либо божественное или человеческое действие, аллегорический, когда изречения понимаются иносказательно, аналогический, когда указывается согласие Ветхого и Нового Заветов, этиологический, когда приводятся причины слов и действий [2].

Слова святых отцов о возможности четырёх вариантов понимания одних и тех же слов Библии находят своё подтверждение и в самой Библии. Так, апостол Павел пишет, что истина для святых имеет четыре измерения: широта и долгота, и глубина, и высота (Еф.3.18). В послании к Тимофею он же учит, что всё Писание богодухновенно – и называет тоже четыре варианта – для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности (2 Тим.3.16).

Эти четыре уровня понимания текста Библии в соответствии с квантовой теорией можно отождествить с волновым пакетом, когда после взаимодействия «исследователь + Библия» происходит редукция волнового пакета и в процессе познания реализуется один из вариантов. В наше время, как правило, буквальный, самый примитивный или как называют его святые отцы исторический.

Известно, что очень многое, если не все, Христос ставил в зависимость от веры, которая по словам апостола Павла, напрямую зависит от состояния совести (1 Тим.1.19; 3.9). Тогда в соответствии с принципом целостности, можно утверждать, что наше личное восприятие Библии, значит, познание духовной истины, зависит не только от интеллекта – в процессе познания участвует совесть. Отсюда следует, что человек, не очистивший совесть, не может иметь правильной веры и, соответственно, глубоко и полно понимать Священное Писание.

Вот почему проповедь Нового Завета началась с призыва «покайтесь!»: покаяние очищает совесть. Об этом пишут апостолы: Кровь Христа очищает совесть нашу от грехов… Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он простит нам грехи и очистит совесть… Покаяние и обещание Богу доброй совести спасает нас [3]. Значит, если наше раскаяние искреннее и полное, то грехи прощаются и совесть очищается. Тогда христианин с чистой совестью приходит в состояние «возможности понимать» текст Библии, после этого наступает очередь состояния «способности понимать», которая уже зависит от интеллекта. Наличие чистой совести есть необходимое, но недостаточное условие для понимания текстов Библии. Поэтому для познания истины духовной, в отличие от занятий наукой, необходимо сочетание чистой совести и высокого интеллекта.

Нужно отметить, что очищение совести происходит после избавления от страстей и помыслов, это процесс длительный и в современных условиях после сексуальной революции маловероятный. Тотальная пропаганда секса, стимулирование сексуальности, толерантность к разврату и извращениям делают в принципе невозможной жизнь по христианским заповедям вследствие сильного влияния впечатлений на мышление. Вы слышали, что сказано древним: «не прелюбодействуй», а Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею (Мат.5.27-28).

В заключение, в связи с наличием четырёх уровней понимания текста Библии, нужно добавить, что логика текста Библии отличается от классической или формальной логики тем, что она может быть дискретной, то есть отсутствие в тексте близкого контекста. В связи с этим, отдельные высказывания, предложения или абзацы следует рассматривать отдельно, вне близкого контекста, только в общем контексте Евангелия.

*

В Библии говорится о вселенной, что она состоит из земли и неба, соответственно, мира видимого и невидимого. Интересно, что современной науке известно о материи вселенной тоже два состояния: вещество и поле, опять же видимое и невидимое. При этом в науке нет принципиального разделения материи на живую и неживую. Отсюда, рассуждая о человеческой и божественной природах, не вводя новых сущностей, в рамках существующей научной парадигмы человеческую природу следует отождествить с веществом, а божественную природу с полем. Вещество обладает корпускулярными свойствами, а поле – волновыми.

Понятие поля, применительно к божественной природе, вполне соответствует описанию свойств божественной природы святыми отцами. Так, Иоанн Дамаскин пишет, что божественная природа чрез все проникает, не смешиваясь с этим, а чрез нее самое – ничто… Должно же знать, что хотя мы говорим, что естества Господа проникают – одно в другое, однако, мы знаем, что это проникновение произошло от божественного естества. Ибо это чрез все проходит, как желает, и проникает, а чрез него – ничто; и это уделяет плоти свои собственные свойства [4]. Науке пока известны четыре вида физических полей, однако, сверх этого введены понятия этнических полей с пассионарной энергией; морфогенетических полей, которые неэнергетичны и могут быть названы информационными полями; существует область сверхслабых взаимодействий. Отсюда, принимая во внимание, что современная наука располагает данными о материи, которая составляет в совокупности не более 5 % от всей массы-энергии вселенной можно допустить, что одни поля материальны, а другие нематериальны. Тогда в виде гипотезы для божественной природы можно ввести понятие духовных полей, которые неэнергетичны и неэнтропийны, нематериальны и не измеряемы. Недавно известный физик-астроном А. Черепащук сказал: «Для физиков в качестве Бога может рассматриваться скалярное поле, которое не открыто, но наличие которого следует из теории».

О Христе святой Иоанн Дамаскин пишет: не было, и нет, и никогда не будет другого Христа, состоящего как из божества, так и человечества, пребывающего в божестве и человечестве, который один и тот же – совершенный Бог и совершенный человек [5]. По халкидонской формуле две природы во Христе, божественная и человеческая, соединены неслитно и неизменно, нераздельно и неразлучно. Парадоксальное, логически противоречивое состояние неслитно и нераздельно понять невозможно – в него нужно верить. В соответствии с ним святые отцы учили, что личность Христа в Евангелии нужно всегда рассматривать двойственно: в одних состояниях как Бога, воскрешающего мёртвых – в других как человека, по природе жаждущего или страдающего. Значит, личность Христа – понятие квантовое, поскольку точно соответствует понятию корпускулярно-волнового дуализма, который подразумевает возможность описания одного и того же объекта как частицы и как волны. Можно сказать, что впервые процедуру квантования, то есть раздельного рассмотрения двух природ в христологическом контексте, сделали святые отцы в V веке на IV Вселенском соборе.

Исходя из вышеизложенного следует, что Сын Божий, сущий в недре Отчем (Иоан.1.18), находится на небесах, в физическом вакууме где-то в космосе, обладает божественной природой с волновыми свойствами и до появления на планете Земля Иисуса не имел корпускулярных свойств, потому что как Бог не имеет плоти. Квантовым объектом личность Иисуса Христа становится в состоянии после соединения двух природ Сына Божьего и Сына Человеческого. Вот как об этом говорится в нашем Символе Веры: Иже от Отца рожденного прежде всех век… сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечившегося.

Таким образом, имеем:

1. от Отца рожденного прежде всех век – это Сын Божий, обладающий одной божественной природой.

2. воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы – это Сын Человеческий Иисус, обладающий одной человеческой природой.

3. вочеловечившегося – это квантовое состояние двух природ, после соединения божественной природы Сына Божьего с человеческой природой Сына Человеческого, в личности Христа: Слово стало плотью (Иоан.1.14).

Слово Божие соединилось с плотью при помощи ума… ум сделался местом ипостасно соединённого с ним божества [6]. В данном случае под умом следует подразумевать разумную часть души человека, её ментальное тело или поле [7], наличием которого душа человека отличается от души животных. В соответствии с христианскими догматами личность Христа обладает двумя природами и двумя волями. Свободная воля человека есть принадлежность ментального тела и природа человеческая не может иметь две разные свободные воли. Поэтому соединение двух природ, Сына Божьего и Сына Человеческого, с двумя волями в личности Иисуса Христа можно объяснить через состояние квантовой запутанности и нелокальности. Соответственно, Иисус Христос мог выделять своим вниманием ту и другую волю, подчинять волю человеческую воле Божьей, переключаться в то или иное состояние.

Теоретические разработки и экспериментальные результаты последнего времени в области физики квантовой информации, квантовой криптографии и квантовых компьютеров, установили наличие квантовой запутанности и нелокальности на фундаментальном уровне бытия. Тогда можно сказать, что и духовная реальность является квантовой и этому можно найти подтверждение в Библии. Так, апостол Павел учит о церкви как о теле Христовом, где отдельные христиане являются разными членами одного тела (1 Кор.12.12-27). В соответствии с квантовой теорией эти слова можно понять как состояние квантовой запутанности. Далее, слова Иисуса Христа об ангелах-хранителях души человека, которые всегда видят лицо Отца Небесного (Мат.18.10), можно понять через состояние квантовой нелокальности, поскольку ангел-хранитель не может в случае необходимости терять время на дорогу к душе человека со скоростью не выше скорости света, значит, эти явления мгновенны.

Квантовая запутанность и нелокальность не имеет классического аналога и не может быть объяснена в рамках классической физики. Это своего рода телепатическая связь между объектами на любом расстоянии, сознательная или бессознательная. Такой сверхестественный контакт удалённых объектов классической физикой не объясняется. В отличие от обычных взаимодействий, ограниченных той же скоростью света, в запутанном состоянии нелокальные корреляции действуют мгновенно, то есть изменение одной части системы в тот же самый момент сказывается на другой части независимо от расстояния между ними. Например, актёр мажет макияж или просто корчит рожи перед зеркалом, которое мгновенно реагирует на изменения, тогда в состоянии квантовой нелокальности с таким же эффектом актёр и его отражение могут находиться в разных концах вселенной.

*

Далее, рассмотрим к чему приводит незначительное отклонение от христианских догматов в учении церкви, которое превратилось в закрытую систему. В соответствии с одной из интерпретаций статистической механики имеется закон, согласно которому частичное неведение будет быстро возрастать и вскоре… превратится в тотальное неведение. Как отметил Макс Борн, достаточно того, что нам неизвестна координата или неизвестен импульс одной единственной молекулы: при этом допущении наше незнание вскоре распространится на всю систему, причем даже если вначале были известны точные координаты и импульсы всех других молекул. «Необратимость, – пишет он, – является, таким образом, следствием явного введения неведения в наши фундаментальные законы». Возрастание незнания действительно обнаруживает общие черты с больцмановским возрастанием беспорядка. Вместе с тем это достаточно различные явления. Главная отличительная особенность состоит в том, что неведение всегда возрастает [8].

Известно, что святые отцы называли духовное неведение величайшим из зол. Вероятно, причиной такого отношения является то, что попавшее в учение неведение всегда возрастает, поэтому одно неправильное частное определение впоследствии искажает общее понятие о Боге. Таким образом видно, – пишет Василий Великий, – что погрешность в одном из предметов веры есть отрицание всего Божества [9]. Его слова соответствуют апостольскому пониманию веры: Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем (Иак.2.10). Духовная эволюция через христианскую церковь развивается по термодинамической модели в изолированных системах с ростом энтропии, которая работает как принцип естественного отбора. Как же спасти душу в таких условиях? Не будь побежден злом, но побеждай зло добром (Рим.12.17-21), поэтому величайшей из добродетелей святые отцы называли рассуждение. Апостол Павел учит: Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные (1 Кор.11.19) – искусные в рассуждении. Апостол призывает к открытой дискуссии, потому что только свободное рассуждение побеждает неведение. Вот почему христианам во все времена необходимы свободные открытые богословские дискусии в вопросах вероучения.

В связи с вышеизложенным, снова возвращаюсь к своему вопросу: «Есть ли у Бога мать?» [10]. Рассмотрим как частное понятие «мать Бога» повлияло на общую концепцию Бога. Из истории видно, что утверждённое в V веке на III Вселенском соборе в качестве догмата, неопределенное ограниченное понятие «Богородица» превратилось к VIII веку в неограниченное понятие «Царица неба и земли». Божия Матерь, Приснодева Мария есть высшее существо из всех сотворенных разумных существ, несравненно высшее самых высших Ангелов, Херувимов и Серафимов, несравненно высшее всех святых человеков. Она – Владычица и Царица всей твари, земной и небесной, – такими словами И. Дамаскина из «Точного изложения православной веры» начинает Игнатий Брянчанинов в XIX веке свое «Изложение учения Православной церкви о Божией Матери» [11].

Только Бог по своей божественной нетварной природе выше всей иерархии ангелов, однако, появилась «мать Бога», которая по статусу тоже выше ангелов. С одной стороны Мария – человек и по своей человеческой природе она сотворена, значит, не Бог – с другой стороны она выше всех ангелов как Бог. Кто и когда назначил Марию «Царицей неба и земли»? – в Евангелии нет такой должности. Значит, незначительный неверный догмат «Богородица», который был принят в христологичеком контексте, со временем сам распространился, вырос до «Царицы неба и земли» и стал самостоятельным разделом в христианском богословии «мариологией», как наглядный пример возрастания духовного невежества. Следовательно, духовное неведение, которое отождествляется со злом, распространилось на все православное понятие о Боге и стало тотальным.

Однако, вышеупомянутая процедура квантования догмата «Богородица» оставляет нам только человека Марию и евангельское понятие «мать Иисуса», потому что даже самые последовательные и фанатичные почитатели «Божией Матери» открыто не признают её Богом. Таким образом, квантовая логика в богословии устраняет, имеющуюся на сегодняшний день, неопределенность догмата «Богородица». Мать человека Иисуса не может быть одновременно «матерью Бога», поскольку личность Марии обладает одной человеческой природой и её нельзя рассматривать двойственно, как личность Христа, Богом и человеком. Нельзя смешивать разные природы, поскольку рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от духа есть дух (Иоан.3.6).

 

24.02.08.



[1] Преп. И.Кассиан Римлянин. Писания.- М.: СТС Лавра, РФМ, 1993.- С. 307, 426 (Собес.8-3, 14-8).

[2] Бл. Августин. Творения. О книге Бытия.- М.: «Паломник», 1997.- Кн. неоконченная. Гл. 2.- С. 98.

[3] Евр.9.14,28; 1 Иоан.1.8-9; 1 Пет.3.21.

[4] Св. И.Дамаскин. Точное изложение православной веры.- М.: «Лодья», 1998.- С. 114 (Кн.1. Гл.14);- С. 210 (Кн.3. Гл.7).

[5] Там же.- С. 198 (Кн. 3. Гл. 3).

[6] Там же.- С. 206-207 (Кн.3. Гл.6).

[7] Ю. М. Еловиков «О душе человека».

[8] К.Р.Поппер. Квантовая теория и раскол в физике.- М.: «Логос», 1998.- С. 70.

[9] Творения Василия Великого.- М.: «Паломник», 1993. /по изд. 1846 г./ - Часть IV.- С. 390 (Беседа 24).

[10] Ю.М.Еловиков. Интеллектуальное богословие.- Пермь: ИПК «Звезда», 2002.- Глава II.

[11] Творения святителя Игнатия.- М.: Сретенский монастырь, 1997.- Т.4.- С. 391.