www.itheology.ru - Интеллектуальное богословие. e-mail: Elovikov@list.ru

18

 

18.10.2004. Стас, «мнения» на сайте «Богословие Апокалипсиса».

Недавно по телевизору слышал как какой-то священник, говоря что-то по поводу религиозного праздника, упоминал в разговоре царицу небесную и благодарил ее! Так все-таки в какого Бога верит наша прав.церковь?

*

Ответ: Вопрос очень серьёзный и церковь боится на него отвечать. Достаточно взглянуть в телескоп или на атлас вселенной, чтобы понять, что Бог – Творец огромной вселенной. Ведь только в нашей галактике несколько сотен миллиардов звёзд типа Солнца, а таких галактик тоже сотни миллиардов.

Соотношение между понятиями Бог и Христос в соответствии со словами Господа: «Я и Отец – одно» (Иоан.10.30) и «Отец Мой более Меня» (Иоан.14.28) можно рассматривать как фрактал духовный. Основным свойством фракталов является самоподобие: в разных масштабах появляется один и тот же образ, поэтому апостол Павел называет Христа «образ Бога невидимого (2 Кор.4.4). Если же божественную природу Бога и Господа рассматривать как фрактал пространственный, то получится соотношение как вселенная и солнечная система. А «Иисус есть Христос» (1 Иоан.2.22) и понятие Христос отличается от понятия Господь наличием человеческой природы во Христе (см. статью «О Боге и Христе»).

О царице небесной. Церковь называет её «мать Бога», а понятие «мать Христа» считается ересью. Значит, на словах (по такой логике) получается, что дева Мария – мать Бога, Творца вселенной, но это явный абсурд. Мелковата, наверное, "царица небесная", чтобы родить Бога?

Тем не менее православная церковь не хочет пересматривать свои догматы 1500-летней давности, принятые в соответствии с тогдашними взглядами на мир, когда понятие вселенной было не более Земли. Вероятно, потому что пересматривать в церкви придётся очень многое.

***

08.10.2004. Александр, «мнения», повторно.

М-да... Небо в синем контексте созвучно "Nebel", а это туман ... Но к делу: Про гравитацию понял и вполне могу допустить, что пространство-время на пол-пути к Большому Магелланову Облаку весьма отлично от такового-же в районе сферы Шварцшильда какой-либо черной дыры. Непонятно про воду, ведь речь-то в первоисточнике о воде, и не какой-либо, в виде пара или льда, а именно о жидкой воде. Ибо ей противопоставлена в Тексте твердая фракция, разделяющая ее на внешний и внутренний слои. Вы скажете, что не следует понимать такие вещи буквально и будете правы.

*

Ответ: Физический вакуум, названный «водой» является питательной средой для живых организмов, поэтому она называется «вода жизни» (Отк.22.17). Значит, в данном случае вода, которая ниже неба, служит питательной средой для живых организмов на Земле, а другая вода, которая выше неба, это питательная среда для жизни души.

Вероятно, физический вакуум состоит из четырёх уровней, потому что вода на небе разделяется на четыре реки (Быт.2.10-14).

*

Александр: Но столь же прав буду и я, если представлю нашей аудитории летящих по тверди птиц (1.20) как скопище рентгеновских галактик в созв. Лебедя, которое закругляется в соседний пространственно-временной континуум…

Ибо до околицы Центавра было и остается рукой подать – три всего-то световых годочка, ежли к Альфе, напрямки!

*

Ответ: Дополню о «небе». Из Библии известно: во-первых, «небо» в пунктах 1 и 8 разные понятия, во-вторых, «у Господа, Бога твоего, небо и небеса небес» (Втор.10.14), в-третьих, апостол Павел «восхищен был до третьего неба» (2 Кор.12.2). Тогда, на основании вышеизложенного, можно утверждать, что вселенная имеет фрактальную структуру, а переход с одного уровня на другой квантовый или дискретный.

Следовательно, душе не придётся лететь на небо годами со скоростью света. Этот вывод подтверждают, во-первых, данные науки о предположительном существовании в пространстве-времени вселенной так называемых «кротовых нор», во-вторых, жизненный опыт посмертного существования души: люди, пережившие клиническую смерть, рассказывают о прерванном полёте души в «чёрном тоннеле», в конце которого они видели свет.

***

07.10.2004. Александр, «мнения» на сайте «Интеллектуальное богословие».

Здравствуйте, уважаемый! Ваш анализ событий, описанных в главе 1 Бытия, обнаруживает некоторый пробел, на мой взгляд. Был бы весьма признателен за удобоваримую трактовку поз. 7 и 8, дабы не очутиться наедине с элементами неведения, опрокидывающими нас в бездну энтропии:

7. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.

8. И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй.

*

Ответ: Один из возможных вариантов толкования может быть такой, что «твердь» – это гравитация, разделяющая структуру и свойства физического вакуума вселенной на околозвёздную среду – «вода под твердью» и межзвёздное пространство – «вода над твердью». В данном случае «небом» (в отличие от «неба» в пункте 1) следует считать околозвёздное пространство.

Если допустить, что процессы, аналогичные земному, происходят на других планетах в других звёздных системах, тогда логично, что для каждой планеты во вселенной своё «небо».

***



10.07.2004. Юрий, «мнения».

Ваша статья – частное толкование.

Ответ:

В последнее время мне стали высказывать в виде претензии или возражения, что мой взгляд на учение церкви – это всего лишь частное мнение. Поскольку некие разновидности частных мнений на учение церкви отождествляют с сектами, вынужден сделать разъяснения.

Все согласятся, что не так важно какое мнение: частное или общее – важно другое: истинное оно или ложное. Значит, критерии истины качественные, а не количественные, поэтому истину ищут рассуждением, а не голосованием. Апостол Павел учит: «Подобает бо и ересем в вас быти, да искуснии явлени бывают в вас» (1 Кор.11.19), этим самым он устанавливает для церкви принцип состязательности в рассуждении об истине (учении).

Однако слово ересь (учение) с греческого и церковно-славянского на русский язык переводится как разномыслия, что позволяет толковать текст иначе. Далее переводят на русский язык слово «единомудренны» апостолов Петра (1 Пет.3.8) и Павла (Флп.2.2) как единомысленны, здесь же у апостола Павла фразу «да тожде мудрствуете» переводят как «имейте одни мысли». Это нельзя назвать иначе как преднамеренное искажение текста Евангелия, потому что «единомудренны» и «единомысленны» – это разные понятия. Лингвистический анализ показывает: можно сказать единомысленны во лжи, но нельзя сказать единомудренны во лжи, то есть «одно-мыслие» не гарантирует истины, в отличие от «едино-мудрости».

Разумеется, людям, не знакомым с историей церкви, не искушенным в богословии, кажется, что один в поле (церкви) не воин, однако, перефразировав известное высказывание можно сказать, что не в большинстве Бог, а в правде. Почему никто из богословов не желает быть моим оппонентом? Вероятно понимают, что для этого придётся пойти против истины, однако, «мы не сильны против истины, но сильны за истину» (2 Кор.13.8).

В дополнение к вышеизложенному можно привести слова М. Ганди: «В вопросах совести закон большинства не действует». Его понятие «в вопросах совести» распространяется на вопросы духовные, следовательно, и богословские.

25.06.2004. Женя, «мнения» на сайте «Интеллектуальное богословие».

…Смысл этих слов в том, что ты, человек, ничего не можешь, потому человек встань перед Богом на колени и признайся в своей немощи и попроси у Него помощи, и Он поможет тебе и Царство тебе даст.

Не вашей силой, а Его помощью. Так что лучше признаться в своей немощи перед Богом и просто попросить помощи.

Далее слова ап. Павла из послания к Ефесянам 2 глава. И спасение наше не от дел, дабы никто не хвалился... Здесь очень тонкие грани. Спасение есть дар Божий.

А Ваша любовь к заповедям, построенная на уме, она не оправдывает Вас ни в коем случае. Нельзя любить не зная.

Ответ:

Вот, Вы пишете: «А Ваша любовь к заповедям, построенная на уме, она не оправдывает Вас ни в коем случае» – однако дальше следует – «Нельзя любить не зная». Вы сами себе противоречите: знать заповеди можно только умом, однако, почему-то любовь к заповедям, построенная на уме, не оправдывает. Как это понимать?

Я уже не уверен одинаковый ли смысл мы с Вами вкладываем в понятие «заповедей», поэтому уточним понятия. Известно, что заповеди Евангелия обращены не только к делам, но и мыслям: «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею» (Мат.5.28). Поэтому Христос говорит: «Если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдёте в Царство Небесное» (Мат.5.20).

Здесь нужно пояснить, что для книжников была характерна забота о внутреннем образе мыслей и пренебрежение образом жизни, наоборот, черта фарисеев – исправность внешнего образа жизни без заботы за образ мыслей. Значит, исполнение заповедей означает совокупность дел и мыслей: (образ жизни + образ мыслей). Если с образом жизни как-то понятно, то контролировать процесс своего мышления можно только после того как христианин сможет научиться «умной молитве». Святые отцы называют её по-разному: сердечное безмолвие, рассмотрение помыслов, хранение ума или умное делание – «наукой из наук». Это очень тяжелый молитвенный труд, конечно, он невозможен без аскетического подвига.

Вы утверждаете «спасение есть дар Божий» и надо только просить: «лучше признаться в своей немощи перед Богом и просто попросить помощи». Однако, христиане не просто попрошайки, а соработники: «но каждый получит свою награду по своему труду, ибо мы соработники у Бога» (1 Кор.3.8-9). Слова апостола Павла на которые Вы ссылаетесь: «благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар» (Еф.2.8) я понимаю иначе: вера – дар Божий, а не спасение, потому что «благодатию вы спасены», а благодать даётся «через веру», которая «Божий дар». Следовательно, только верующий человек может себя спасти, и веры без дел не бывает: «вера, если не имеет дел, мертва» (Иак.2.17).

Во-первых, стыдно просить у Бога то, что можешь делать сам, но не хочешь, во-вторых, нужно хорошо понимать чего просишь. Вспомните ответ Христа на глупую просьбу: «Не знаете, чего просите», при этом Бог помогает только усилиям самого человека: «Но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим» (Мат.20.23). Только от нас самих зависит сможем ли мы спасти свою душу, именно так объясняет эти слова Иероним в «Толковании на Евангелие от Матфея»: «Царство Небесное находится во власти не дающего, а получающего, ибо у Бога нет лицеприятия, но получит его тот, кто покажет, что он достоин Царства Небесного, которое уготовано не для лица, а для жизни. Таким образом, если вы будете таковы, что можете наследовать Царство Небесное, которое Отец Мой уготовил победителям и торжествующим, то и вы также получите его».