itheology.ru

интеллектуальное богословие

автор книги и сайта: Юрий Еловиков




  1. Иегова + Иисус = Христос
  2. Имя Бога
  3. Против Троицы
  4. Духовная эволюция и синергетика
  5. Квантовая логика в богословии - 2
  6. О духовной эволюции
  7. О Боге и Сыне Божьем
  8. О плоти и крови Христа
  9. О Христе и церкви
  10. Духовная эволюция или деградация?

  11. Газетные варианты статей
  1. 1. Три части души
  2. 2. Ментальное тело
  3. 3. О спасении души

Есть ли у Бога мать?

  1. 1. Догматы
  2. 2. История
  3. 3. Иконы

  4. Христианство: убеждение без принуждения

  5. Первая версия сайта











topleftcorn_l.jpg (791 bytes)

статьи


Версия для печативерсия в формате Word


Христос – учитель, пришедший от Бога (Иоан.3.2) – создал церковь, чтобы она учила – научите все народы, крестя их, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам (Мат.28.19-20). Христос и церковь – разные понятия, соответственно, разными являются учение Христа и учение церкви. В первом случае это духовные законы (природы), которые объективны, во втором случае – догматы церкви, которые должны выражать эти законы. Однако имеет ли церковь абсолютную монополию понимать и излагать духовные законы?

 

«Христианства нет без Церкви». Такова православная точка зрения, и её необходимо ясно выразить, а также последовательно разъяснять и распространять в обществе [1] – из выступления митрополита Филарета на богословской конференции «Православное учение о Церкви». Как нужно понимать эти слова богослова: неужели учение церкви глубже и значительнее учения Христа?

Евангелие различает учение Христа и учение церкви. Господь объяснил это в двух притчах 13-й главы Евангелия от Матфея. Первая притча о сеятеле, который сеет слово Божие на землю, вторая притча о человеке, посеявшем доброе семя на поле своём. В связи с этим напомню, что Библия имеет четыре уровня понимания [2], один из которых в обеих притчах Христос объяснил своим ученикам. Теперь с помощью святых отцов изложу второй вариант толкования.

В первой притче сеятель, который сеет, обозначается именем Сына Божия и сеющим слово Отца среди народов [3]. Здесь можно обратить внимание, что только в одном из четырёх случаев слово даёт плод: возникает церковь. Это зависит от земли, на которую попало слово, то есть от состояния людей (народов). Таким образом подчеркивается вероятностный характер духовной эволюции.

Во второй притче говорится о развитии процесса духовной эволюции, развитии учения Христа, посеянном на своём поле в церкви. Далее блаженный Иероним пишет: Под людьми спящими понимай учителей Церквей [4]. Значит, пока духовенство спит разумом учение Христа засоряется плевелами. Например, как это сделал Кирилл Александрийский по наущению сатаны на 3-м Вселенском соборе, в результате чего христиане получили учение церкви о матери у Бога.

Следовательно, учение Христа (доброе семя) всегда растёт на поле церкви вместе с плевелами. Это смешение есть учение церкви, которое всегда отличается от учения Христа в любой христианской церкви в той или иной степени. Поэтому зная о том, что православное духовенство «служит», но спит разумом, христиане должны помнить слова Христа: бодрствуйте и молитесь. Для нас это не означает не спать по ночам: плоть немощна – дух бодр (Мат.26.41) – бодрствовать надо разумом.

 

Слова Христа исследуйте Писания (Иоан.5.39) не ограничивают нас в методах исследования. Поскольку теория множеств является основой современного логического исследования, значит, мы вполне можем воспользоваться математическим аппаратом в поисках истины духовной. Христос учит: кто не со Мною, тот против Меня (Лук.11.23). Эти слова делят всё человечество на два множества: положительное «со Мною» и отрицательное «против Меня», соответственно, обозначим их А и В. Известно, что численность любого множества характеризуется понятием мощности. Другие слова – малое стадо (Лук.12.32) говорят о том, что мощность множества А меньше мощности множества В. Для данного анализа не так важно насколько меньше – в разы или на порядки – важен сам факт.

Множество А включает в себя понятие церковь, назовём её множество с. Исследуем равны ли они по мощности? Оказывается нет, потому что множество А включает в себя еще одного человека – он не ходит с нами (Лук.9.49). Поскольку теория множеств оперирует абстрактными понятиями нужно отметить, что множество может быть единичным и даже пустым. Таким образом, множество А состоит из двух множеств с + д , следовательно, Евангелие учит, что можно быть со Христом вне церкви.

Более подробно об этом изложено в 9-й главе Евангелия от Марка. Так, есть человек, который с Христом – именем Твоим изгоняет бесов – ведёт брань со злыми духами (духовную брань) вне церкви – а не ходит за нами (Мар.9.38). Иисус успокоил учеников обобщением: кто не против вас, тот за вас (9.40), то есть такие люди входят в положительное множество.

Далее Христос продолжает говорить ученикам (церкви) о тех кто в положительном множестве вне церкви: И кто напоит вас чашею воды во имя Моё, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей (9.41). Здесь понятие воды означает способность понимать учение Христа: кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой (Иоан.7.38) – говорится о правильной вере и дарах Духа.

И предупреждает церковь: А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море (9.42). Здесь понятие соблазна означает духовное насилие или обман – подмена учения Христа для «верующих в Меня» учением церкви. Понятие «малых сих» означает, что мощность этого множества д намного меньше мощности множества с церкви.

Далее Христос снова говорит о соблазнах, но уже от членов тела: рука, нога, глаз, если понимать слова буквально, то о членовредительстве. Возможно, кто-то из читающих так буквально и понимает. Однако, в этом тексте Христос говорит о церкви и под соблазнами от членов тела подразумеваются ложные догматы церкви. Эти члены (догматы) Христос учит смело отсекать, не боясь нарушить целость учения церкви. Отсеки её: лучше тебе увечному – без церкви – войти в жизнь, нежели – по учению церкви – идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает, и огонь не угасает (9.43-44). Здесь слово увечный означает живое состояние.

* * *

Апостол Павел пишет о церкви: вы – тело Христово, а порознь – члены (1 Кор.12.27). Здесь он сравнивает церковь с организмом, то есть называет её живой. Христианская церковь – организм, а не организация (механизм). Живой организм может функционировать увечным – механизм нет. Поэтому живая церковь может отсекать больные члены, а церковь «организация» вынуждена упорно держаться всех своих сомнительных догматов: попробуй тронь один и механизм рассыплется. Понятие о живой церкви соответствует квантовомеханической модели «живого состояния», которое физики определяют как «организм плюс питательная среда», где питательная среда сложнее организма [5]. Питательной средой для церкви являлся Святой Дух, которым церковь питалась ограниченное время (Отк.12.14).

Сейчас Святого Духа в церкви нет, следовательно, она существует как организация. В связи с этим, в отличие от живой церкви как организма, она вынуждена имитировать признаки жизни, то есть «служит», а не учит. Поскольку «питательная среда» отождествляется со свободомыслием: где Дух Господень, там свобода (2 Кор.3.17), то в отсутствие Святого Духа свобода заменяется цензурой и жесткой церковной дисциплиной. Выстраивается вертикаль власти, составляются уставы и инструкции (концепции); для того чтобы механизм работал его надо постоянно смазывать (деньгами).

Христос учит о победе в очень трудной духовной брани молитвой и постом (Мар.9.28-29) – церковь-организация учит, что «послушание выше поста и молитвы». Значит, церковная дисциплина выше истины? Однако Христос учит самостоятельности: если соблазняет тебя рука твоя, отсеки её, то есть в случае вероучительных сомнений проявлять разум – «если соблазняет» и свою волю – «отсеки». Духовенство в вопросах богословия ограничено цензурой и подчинено церковной дисциплине – лишено свободы воли и мнит «на всё воля Божия». Библия же учит – в законе Господа воля Его – чтобы знать волю Божию нужно изучать духовные законы – в законе Его поучится (Пс. 1.2).

 

Интересно, что аналогию живой церкви-организма и церкви-механизма можно найти в науке через понятие языка. Начиная с 19-го века ученые-языковеды, например, В. Гумбольдт, Ф. Бопп широко применяют понятие «организм» по отношению к языку. Здесь можно напомнить, что наряду с живыми языками есть и мёртвые языки, например, латинский. Чем же отличается живой язык от мёртвого языка? – ведь организм языка как грамматика существует. Во-первых, отсутствием фонетического материала, потому что на мёртвом языке не разговаривают. Во-вторых, отсутствием ментального поля, потому что на мёртвом языке не мыслят. Следовательно, отличается отсутствием питательной среды, тогда можно сказать, что живое от неживого отличается взаимодействием с питательной средой. Этот вывод можно подтвердить фактом появления «волновой генетики».

Философия языка Г. Штейнталя и М. Лацаруса объясняет, что дух народа проявляется прежде всего в языке… и духовная деятельность есть истинная жизнь и назначение человека; отсюда дух выражает общедеятельность [6]. Поскольку и церковь и язык тесно связаны с сознанием, то по аналогии с понятием коллективного бессознательного для них можно ввести понятие «коллективного сознания». Таким образом можно разграничить, соответственно, мышление предметное (образное) и мышление языковое.

Далее, с точки зрения физики язык и церковь можно рассматривать как саморазвивающиеся сущности (системы) физического вакуума разных иерархий. Язык нужен, чтобы развить мышление человека, а церковь для того, чтобы привести разумную душу к Богу. Живой язык можно рассматривать как неравновесный процесс в открытой системе, где флуктуациями, определяющими развитие языка, являются личности, например, как А. Пушкин. А мёртвый язык – это закрытая система в равновесном состоянии, но этот язык тоже может быть использован для каких-то целей. К мёртвым языкам относятся искусственные языки, в том числе языки программирования, которые хорошо работают в механизмах (компьютерах).

В связи с этим можно сказать о математике. Если рассматривать математику изнутри, тогда это наука, а если снаружи – это язык для других наук. Современным ученым, которые верят в математику и посматривают на Библию свысока, можно заметить, что математическое мышление символами является более низшей формой мышления, чем мышление словом. Математики сами называют процесс математического мышления бессознательным: Пуанкаре и Адамар выяснили, что в отличие от большинства процессов мышления, протекающих в высших слоях сознания, наиболее существенная часть математического мышления происходит без слов. Оно протекает где-то в подсознании, настолько глубоко, что даже сам мыслитель обычно не знает о том, что происходит внутри него [7].

Таким образом, питательной средой языка математики является коллективное бессознательное. «Природа выражает свои законы на языке математики», поэтому наука чрезвычайно математизирована. Сопоставим утверждение, которое приписывают Галилею, с библейским – «вначале было слово, и слово было у Бога». Поскольку в каждом языке заложена своя логика мышления, значит, математическое мышление ученых бессознательно понуждает их верить в разумную «природу» вместо Бога.

* * *

Но вернёмся к Евангелию от Марка. Далее Христос говорит о соли: Ибо всякий огнём осолится, и всякая жертва солью осолится (9.49). Богословы, которые Писание толкуют буквально и в контексте скажут: отсёк член – засоли. Однако, что означает выражение огнём осолится? Тем огнём, который Он пришёл низвести на землю (Лук.12.49) – Духом Святым, который сошёл на апостолов языками, как бы огненными (Деян.2.1-4). Святые отцы отождествляют понятие соли со смыслом слов: Упражнение в истолковании Писаний подобно соли, которая необходима для приготовления души в жертву Богу… Солью, конечно же, обозначена мудрость слова [8]. Следовательно, понять смысл Писаний возможно только при помощи Святого Духа. Слова Христа ученикам имейте в себе соль (9.50) ставят семантику выше грамматики – дух Писаний выше буквы.

Однако современная православная церковь не признаёт способности толкования Писания при содействии Святого Духа. В предисловии к комментариям святых отцов председатель синодальной Богословской комиссии митрополит Филарет пишет: Согласно учению Православной Церкви, верное понимание Слова Божия возможно только в согласии со святоотеческим Преданием… для всех изучающих Священное Писание с целью его постижения в духе древнего церковного Предания [9].

 

Известно, что учение православной церкви состоит из Писания и Предания. С точки зрения формальной логики эти два понятия представляют из себя два множества. О Писании можно сказать, что это постоянное и конечное множество, поскольку формально (буквально) исследовано. Предание – это переменное и бесконечное множество, потому что его канон формально нигде не определён. Значит, ссылкой на церковное Предание можно оправдывать всё что угодно. Так и происходит.

Несколько лет назад в одной из своих статей я приводил подобный пример из православной газеты, где сказано об иконе «Державной»: После её обретения сложилось предание, что Богоматерь взяла на себя верховную царскую власть над Россией [10]. Так и написано сложилось предание, вероятно, никто этот процесс «сложения преданий» не контролирует. В данном случае это не просто бульварная газетка, там на фасаде было написано: Издается по благословению святейшего патриарха Московского и всея Руси. Постоянно пишут, что по преданию апостол Лука рисовал какие-то иконы Божией Матери, но не мог апостол Лука рисовать иконы, потому что в религиозной культуре Израиля изображения людей были запрещены. В этой связи возникает вопрос: есть ли в православной церкви богословы?

Нужно сказать, что для глубокого анализа учения церкви: (Писание + Предание) формальной логики недостаточно, поэтому воспользуемся методами квантовой логики. Поскольку одно множество – величина постоянная, а другое переменное в соответствии с принципом неопределённости и принципом дополнительности из квантовой теории эту формулу нужно подвергнуть «процедуре квантования». Из этого следует, что эти множества нужно рассматривать только раздельно: или Писание или Предание. Значит, само понятие учение церкви как совокупность в сущности своей противоречиво. Этот тезис соответствует словам Христа, который противопоставлял Писание и предание: вы устранили заповедь Божию преданием вашим (Мат.15.6).

Следует отметить, что православные богословы для увеличения авторитета понятия предание, употребляют выражение «апостольское предание». Вероятно, они имеют в виду слова апостола Павла: братия, стойте и держите предания, которым вы научены (2 Фес.2.15). Однако он же предупреждает не мудрствовать сверх того, что написано (1 Кор.4.6). Для того, чтобы понять слова в совокупности обратимся к формальной логике. Из теории множеств известно, что множества могут пересекаться. Это означает, что существует область преданий, которые соответствуют Писанию. Таким образом, апостол учит Писанием проверять предания. Однако, председатель синодальной Богословской комиссии РПЦ митрополит Филарет учит постигать Писание в духе Предания. Как это понимать?

Не случайно А. Мень писал: В результате с неба нам был дан великий дар – и вы не улыбайтесь, потому что дар этот – атеизм… Такова была, так сказать, «карма» историческая. И поэтому я считаю, что одна из наших главных установок, христиан сегодняшних, есть не борьба с атеизмом. А нам нужно гораздо больше бороться с лжехристианством внутри каждого из нас. Это будет гораздо более важно. Потому что атеизм приходит как продукт нашего недостоинства. Сегодня Церковь должна услышать призыв, обращенный к себе: «Врачу, исцелися сам»… Обозначим принцип, трудный принцип: открытость. Открытость к проблемам, внутренним и внешним [11].

Логика А. Меня соответствует знаменитой гегелевской триаде: тезис ® антитезис ® синтез. В предыдущей статье «О Боге и Христе» я писал, что принцип отрицания отрицания является составной частью Евангелия. Поэтому слова А. Меня можно понимать как призыв возвратиться к учению Христа через отрицание учения церкви, потому что в большинстве своём атеисты отрицают не Бога, а церковь. В этом контексте можно вспомнить недавнее высказывание А. Кураева в программе «Свобода слова» С. Шустера о том, что он предпочел бы иметь дело с умным атеистом, чем с глупым суевером.

Мир устроен так, что человечество разделено на положительное и отрицательное множества – это духовный закон природы. Христос сказал: Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков – это принцип сосуществования; условие спасения овец – будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мат.10.16). Значит, христиане могли выжить (духовно) или спасти свою душу только, во-первых, будучи умнее окружающих, во-вторых, сохраняя правильную веру. Волк ест барана не потому что зол на него, а потому что голоден – пастыри спят, а овца оказалась недостаточно умна для духовной брани.

Есть и другая опасность для христиан: Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные (Мат.7.15). Это тот случай когда нарушается духовный принцип раздельного существования множеств. Значит, два множества пересекаются и возникла область смешения или хаоса. Поскольку множество из области пересечения Христос называет лжепророками, значит, оно относится к учениям. Поскольку это не учение Христа, но обращено к христианам, значит, его можно назвать учением церкви.

 

Таким образом, использование в исследования Писаний принципов формальной логики показывает, что вместо параллельного существования положительного и отрицательного множеств А и В произошло их пересечение и смешение. Выше мы установили, что положительное множество А состоит из двух множеств с + д и множество А пересекается с множеством В областью множества с через церковь. Значит, для того чтобы вернуться в положительное множество нужно отречься от ложного учения церкви в пользу учения Христа. Поэтому Христос советует: выйди от неё народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах её и не подвергнуться язвам её (Отк.18.4).


________________________________________________

[1] «Церковный вестник» № 22 за 2003 г.- С. 8.

[2] Статья «Квантовая логика в богословии».

[3] Иероним Стридонский. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея.- М.: МГУ. 1996.- С. 108.

[4] Там же.- С. 117.

[5] Вигнер Э.П. Инвариантность и законы сохранения.- М.: Едиториал УРСС, 2002.- С. 163-166.

[6] Амирова Т.А. и др. История языкознания.- М.: «Академия», 2003.- С. 337, 336.

[7] Вигнер Э.П. Инвариантность и законы сохранения.- С. 180.

[8] Библейские комментарии отцов Церкви. Евангелие от Марка.- Тверь: Герменевтика, 2001.- С. 153, 157.

[9] Там же. Предисловие.

[10] «Русь Державная» № 10 за 1999 г.

[11] Прот. А. Мень. О Христе и Церкви.- М.: Храм Космы и Дамиана, 2002.- С. 53, 55, 59.








наверхнаверх




corn_top_r.jpg (1274 bytes)
 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Разрешается использование материалов сайта без ограничений
itheology.ru © 2003-2011